Сносить нельзя оставить

Покосившиеся хибары в селах: никому не нужны, а отдать жалко...

Грустное это зрелище - брошенный дом с пустыми глазницами окон, двор с одичавшим садом. Когда-то здесь звучал детский смех, из трубы струился дым, будил окрестности горластый петух.

Но сельские ребятишки выросли и переехали в город, их родители состарились и ушли в мир иной, а вслед за ними стал ветшать и медленно умирать когда-то большой и красивый дом с резным крыльцом. И стоит он среди новеньких особняков, уродуя сельский пейзаж и нагоняя тоску. А кроме того, является еще и источником повышенной пожароопасности.

ДОРОГ КАК ПАМЯТЬ

Таких домов в Пензенской области несколько тысяч. Не исключение и село Кевда Каменского района. Тут на одной только улице Ленина можно насчитать свыше десятка деревянных развалюх. По-хорошему, снести бы их все подчистую, сразу дышать бы легче стало.

- Да, это было бы неплохо, и село бы краше стало, и пожаров меньше, - соглашается глава администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Анатолий Тютин. - Только вот снести брошенные дома весьма проблематично: практически у всех у них есть какие-то владельцы.

Что характерно, некоторые владельцы живут здесь же, в Кевде. Например, добротный кирпичный дом одного из местных предпринимателей расположен неподалеку от заброшенной родительской развалюхи.

- У меня рука не поднимается снести родные стены. Там внутри и мебель осталась, и старые фотографии. Это память об отце и матери, - говорит сельский бизнесмен.

Но в таких случаях дом приводят в порядок, укрепляют фундамент, стены, меняют сгнившие бревна, покосившееся крыльцо - и живут. А наблюдать, как родительский кров рушится год от года, врастая в землю и скрываясь в бурьяне выше человеческого роста, - это не дань памяти, а надругательство над ней.

По словам Анатолия Тютина, предприниматель изначально берег жилье для своих детей, а те, в свою очередь, не захотели переселяться в старый дом и стали строиться в другом месте.

- Уговариваю владельца продать участок вместе с развалюхой. Он пока колеблется.

СОБАКА НА СЕНЕ

Согласно муниципальным правилам благоустройства поселений и городских округов собственники домов обязаны содержать в надлежащем состоянии фасады зданий и заборов, своевременно косить сорную траву, убирать мусор, проводить санитарную обрезку кустарников и деревьев. Однако на деле уход за пустующими домами для многих ограничивается лишь редким скашиванием бурьяна.

А многие вообще ничего не делают.

- Рассылаем письма с требованием привести участок в порядок, уговариваем, если не откликаются - штрафуем, - говорит Анатолий Тютин.

Безусловно, далеко не у всех есть возможность и деньги на ремонт родительского дома, особенно, если возвращаться в родные края люди не планируют. Казалось бы, продайте этот участок или переоформите в собственность муниципалитета, в крайнем случае - отдайте кому-нибудь избушку на дрова. Но наши граждане зачастую ведут себя как собака на сене.

В ряде случаев владельцев вообще невозможно найти. На той же улице Ленина, неподалеку от школы, за тополями притаился старый-престарый дом.

- Мы так и не смогли разыскать наследников после смерти хозяев. Будем проводить процедуру признания дома бесхозяйным имуществом и перевода его в собственность муниципалитета, а это займет не один год.

Пока единственный метод борьбы с недобросовестными владельцами пустующих домов - увещевания и штрафы от 500 до 3 500 рублей. Стоит ввести, наверное, и силовые меры, причем на федеральном уровне.

Допустим, если владелец в течение пяти лет в селе не появился, а дом пожароопасен, то в принудительном порядке передать его в собственность муниципалитета. Может, тогда наследники зашевелятся.

Наталья Сизова

«Пензенская правда», № 53, 17 июля 2012 г.

18 июля 2012, 10:46

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024