Коллекции бывают разные. Одни граждане увлекаются марками, другие - чайниками, а есть и такие энтузиасты, которые собирают старинные автомобили.
«ЛАСТОЧКА» ШТИРЛИЦА
В коллекции жителя Пензы Николая Ососкова восемь раритетных машин. Среди них знаменитый советский автомобиль военного времени ГАЗ-M1, или «эмка», и немецкий «Хорьх» той же эпохи. Многие известные люди владели «Хорьхами», например маршал СССР Георгий Жуков. Или советский разведчик Исаев-Штирлиц из произведений Юлиана Семенова.
Николай восстанавливает свои машины в мастерской, которую с гордостью называет ретрогаражом.
- С детства люблю технику, всегда мечтал создать что-то особенное и неповторимое, - говорит мастер.
Все машины Николай... нашел. На свалке либо на задворках частных домов. Всякий раз это была груда ржавого металла.
Реанимация автомобилей отнимает много сил и времени. Например, при восстановлении «Хорьха» Ососкову даже пришлось ехать на консультацию в столичный музей.
Самая большая проблема - отсутствие оригинальных деталей. Если запчасти отечественных машин, снятых с производства полвека назад, еще можно найти днем с огнем, то зарубежные детали - невероятная редкость.
Из-за этого Ососков создает репликары - автомобили, облаченные в оригинальный кузов,
но с современной начинкой.
Конечно, аутентичные машины ценятся дороже, но зато репликары можно эксплуатировать. Внутри блестящих глянцем старых автомобилей мощные двигатели с автоматической коробкой передач.
ДУША НЕ ПРОДАЕТСЯ
Жемчужина коллекции Дмитрия Скуредина, еще одного собирателя «автодревностей», - трофейный «Опель-Адмирал» 40-х годов прошлого века.
- Я увидел его в одном из городских дворов Пензы и обмер, - рассказывает Дмитрий. - Даже представить трудно, сколько лет эта чудесная машина ржавела и гнила под дождями, снегом и солнцем.
Дмитрий собирается восстановить автомобиль с максимальной точностью. Говорит, что будет заказывать детали за границей, а значит, предстоят серьезные траты. Но игра стоит свеч.
- Даже в России отреставрированных «Адмиралов» единицы, а уж в Пензе мой экземпляр наверняка единственный, - говорит он.
Машины Ососкова и Скуредина регулярно принимают участие в различных ретропарадах, где нередко занимают призовые места. Люди ими неизменно восхищаются. И все время спрашивают: «А сколько это стоит?». Дмитрий пожимает плечами: - Понятно, что очень дорого, но даже не могу представить, за какую сумму я согласился бы расстаться с машиной, в которую вложил столько души.
- Статистика количества ретроавтамобилей в Пензе не ведется, - сказал начальник областного регистрационного отдела МРЭО ГИБДД Вячеслав Спирин. - У нас на учете еще стоят машины с черными номерными знаками, выданными до 1982 года. Для того, чтобы ездить на ретромашинах по улицам, нужно получить госномер. Но чтобы его получить, владелец машины должен указать заводские номера агрегатов автомобиля, например двигателя, однако чаше всего эти данные потеряны. Выход из ситуации - пройти экспертизу, но владельцы транспорта этого делать не спешат.
«Пензенская правда», № 90, 26 ноября 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024