С 1 сентября 2016 года первоклассники с разными образовательными возможностями и потребностями будут обучаться совместно. Российское образование становится инклюзивным.
О чем уже сейчас нужно побеспокоиться родителям особенных детей, «ПП» рассказала руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Пензенской области Ирина Перекусихина.
ВЫБОР ЗА МАМОЙ
- Ирина Анатольевна, первый вопрос, который задают родители, когда речь заходит об инклюзии: что будет со специализированными (коррекционными) школами, в которых особенные дети в нашей стране получали образование раньше?
- С ними ничего не будет. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и интеллектуальными нарушениями, который вступает в силу с сентября 2016 года, может реализовываться как в специализированной (коррекционной), так и в инклюзивной школе. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. А задача системы образования - предоставить разные варианты.
СЕНТЯБРЬ НАЧИНАЕТСЯ В ФЕВРАЛЕ
- Предположим, в семье подрастает особенный малыш - с нарушением слуха или зрения или, например, с задержкой психического развития, инвалид-колясочник и так далее. Каким образом школа обеспечит ему нужные условия?
- Сейчас, за оставшееся время, школы должны определить, какие им нужны дополнительные специалисты - психологи, дефектологи, логопеды, ассистенты, тьюторы и так далее.
Родители ребенка с ОВЗ должны привести его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая даст необходимое заключение о том, какие специальные условия должны быть созданы в образовательной организации. Если в этом заключении будет написано, что ребенку нужен тьютор или ассистент, то школа должна его предоставить.
Если ребенка на комиссию не приведут, то 1 сентября в штате учебного заведения необходимых специалистов не будет. А если потом, посреди учебного года, родители вдруг «прозреют», что ребенок плохо адаптируется в среде сверстников, что он «не тянет» обычную программу, то изменить условия сразу не получится. Школе потребуется время, потому что тут задействованы в том числе финансовые механизмы.
С чем мы столкнулись? Некоторые родители не хотят вести ребенка на комиссию. Они почему-то думают, что на ПМПК ребенку будут ставить или уточнять диагноз. Это абсолютно не так. Мы призваны подобрать условия для комфортного вхождения малыша в образовательный процесс. Бояться комиссии не надо!
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
- Реальная ситуация: мама не отправляет незрячего ребенка в иногородний специнтернат, боится за нею, а в близлежащей сельской школе тифлопедагога нет, поэтому мальчик вообще не получает образования.
-То есть теперь такого не будет? Школа обязана предоставить ребенку тифлопедагога, который начнет обучать малыша чтению и письму по Брайлю?
- К сожалению, в Пензенской области тифлопедагогов практически нет. Поэтому пока придется по-прежнему либо отправлять ребенка в специнтернат (и наше министерство заключило соответствующий договор с Саратовом), либо первоклассник может обучаться дистанционно в Губернском лицее для одаренных детей. Надо набраться терпения, а со временем, когда педагоги пройдут необходимое повышение квалификации, незрячие дети действительно смогут обучаться вместе со всеми.
- Ирина Анатольевна, как вы думаете, какие трудности ждут школу 1 сентября?
- Одну трудность мы только что «зацепили» - недостаточная подготовленность кадров. Еще одна возможная проблема... Согласно СанПиНам в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена. Это наверняка приведет к увеличению количества первых классов. А если школа расположена в микрорайоне-новостройке, где и без того по 5-7 классов в каждой параллели? Хватит ли банально кабинетов?
Но я уверена: все трудности преодолимы, главное, что наконец-то особые дети будут реально вовлечены в социум. А здоровые девочки и мальчики увидят, что ребята, которым, возможно, повезло меньше, тоже нуждаются в образовании, развитии, человеческой поддержке. С ними можно играть и дружить, о них нужно заботиться.
ХОРОШО ВСЕМ
- Родители иногда высказывают опасения, что ребенку с ОВЗ достанется все внимание учителя, из-за чего пострадает успеваемость остальных детей.
В тех странах, где инклюзивное образование реализуется по 20-30 лет, все происходит с точностью до наоборот. Оценки детей, которые развиваются типичным образом, порою оказываются выше в условиях инклюзивного образования, чем в условиях привычной массовой школы. Как правило, учебные заведения, в которых хорошо детям с ограниченными возможностями, являются самыми лучшими для всех остальных детей...
Но я все-таки вернусь к своей теме. Уважаемые родители, пожалуйста, пройдите с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, не откладывайте ее на потом!
- Хорошо, вас услышали. Куда обращаться?
- В свой отдел образования по месту жительства, где вам сообщат, когда будет проходить заседание территориальной ПМПК.
Если возникли какие-то сложности, звоните или приходите в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области на улицу Тимирязева, 125. Телефон 48-40-88 (центральная ПМПК, тел. 8-927-394-68-44).
Марьям Енгалычева
«Пензенская правда», № 8, 23 февраля 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024