В сутки на фабрике «Победа» в Верхнем Ломове производят более 3,5 миллиона штук продукции.
Спичка в наше время перестала быть предметом первой необходимости. В советское время человек за год использовал 86 коробков спичек, сейчас - меньше 14. Как в таких условиях живет старейшая в России фабрика «Победа»?
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ
Спичечная фабрика «Победа» в Верхнем Ломове, считай, древняя старушка - в будущем году отметит 160-летие. И хотя технический прогресс наступает, забирая потребителей ее продукции, она все же держится и остается миллионщицей - в сутки здесь производят более 3,5 миллиона штук спичек.
Было время, когда фабрика строила своим сотрудникам жилье, возводила магазины, ремонтировала сельские дороги, содержала социальные объекты - в общем, была настоящим градообразующим предприятием.
Хотя и сегодня здесь работает большая часть трудоспособного населения Верхнего Ломова и фабрика по-прежнему является одним из крупнейших налогоплательщиков района, но...
- Наша отрасль переживает не лучшие времена, - говорит руководитель «Победы» Павел Сизов. - Спрос на спички неумолимо снижается.
Парадоксально, но враг производства - технический прогресс. Если раньше, чтобы развести огонь в печи, требовалось исчиркать полкоробка, то сейчас газовая горелка зажигается одной спичкой, и то если нет электроподжига.
Курильщики, и те подвели! Мало того что их стало меньше, так и про спички они забыли.
НЕ ТАК СТРАШНА ЗАЖИГАЛКА
Нужен ли театр, если появилось кино и телевидение? Нужна ли бумажная книга, если появились электронные носители? Из этого же ряда и вопрос: нужна ли спичка, если появилась зажигалка?
Нужна, конечно! Да если еще включить мозги… Пока на фабрике вот что придумали. Стали наряду с хозяйственными спичками выпускать сувенирные. С учетом спроса наладили изготовление каминных и всепогодных спичек. Последние в специальных блистерных герметичных упаковках охотно приобретают силовые ведомства.
Ну и не одной спичкой живо производство. Вот, например, палочки для мороженого-эскимо - тоже вещь вневременная! Их на фабрике делают в большом количестве. Чего не скажешь о сувенирной продукции. Поточные линии фабрики рассчитаны исключительно на массовый выпуск, и создание штучной продукции требует ручного труда. А это дополнительные затраты.
РЫНКИ СБЫТА И СЫРЬЕ
Сейчас на фабрике трудится около 400 человек. Немало сотрудников отдали «Победе» всю жизнь. Один из ветеранов - председатель профкома Геннадий Некрасов.
- Я работаю здесь почти 60 лет, - говорит он. - В свое время производство регулярно перевооружалось. Почти ежегодно на фабрику приходили станки для разделки и полировки древесины, наклейки этикеток и много другого оборудования. И людей работало больше тысячи.
В новейшей истории последнее приобретение было сделано пять лет назад - это три производственные линии компании Arenko.
Из-за падения спроса на спички руководство холдинга «ОСК», куда с 2011 года входит верхнеломовская фабрика, не видит особого смысла в усилении производственной базы.
В воздухе витают идеи перепрофилирования предприятия. Было намерение наладить выпуск бумажно-слоистого пластика для строительной отрасли. Ожидалось, что инвестиции в проект составят около двух миллиардов рублей. Не получилось.
- Причина в том, что к границам предприятия вплотную подступают жилые кварталы, - объясняет директор фабрики Павел Сизов. - Санитарно-защитные нормы запрещают вести на его территории многие виды производственной деятельности.
Так что пока путь один - снижение себестоимости традиционной продукции и поиск рынков сбыта. Если говорить о первой позиции, то это закупка древесины на территории области. Ежемесячно предприятие потребляет более двух тысяч кубометров низкосортной древесины, и почти вся она привозится из соседних регионов.
Недавно на одном из совещаний губернатор области Иван Белозерцев пообещал предприятию помощь в закупке сырья.
- Мы серьезно работаем над развитием лесопромышленного кластера в области, - сказал он. - Думаю, у вас появится возможность покупать местную древесину, причем хорошего качества и по более низким ценам, чем на стороне.
Одним словом, сдавать спичечное производство на свалку истории еще рано.
- Спички - стратегический продукт, - заключает Геннадий Некрасов. - Ими в России всегда запасались впрок. Не случайно в Росрезерве этот продукт числится одним из самых важных.
ЭТИКЕТКИ С АЭРОПЛАНОМ
Мы говорили о падении спроса на спички без учета географического фактора. А он есть. Если в европейской части России, выражаясь фигурально, перешли на зажигалки, то в республиках Средней Азии спички еще в большом ходу, поскольку с газификацией там дела не очень.
Вагонами отгружают продукцию «Победы» в Афганистан, да не простую, а особенную.
- Для этой страны мы делаем не картонную, а более надежную - шпоновую упаковку, - говорит Геннадий Некрасов. - В России и Европе наше предприятие - единственное, где налажено ее производство.
Также афганцы просят, чтобы на коробках непременно красовалась желтая этикетка с аэропланом.
Много охотничьих спичек делается для Восточной Сибири и Приморского края.
ЦИФРА
В Советском Союзе было 23 спичечные фабрики, 16 из которых находились в России. В настоящее время осталось 5 предприятий.
«Пензенская правда», № 19, 26 апреля 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024