Тест на наркотики: есть несостыковки

Итоги трехлетней кампании по тестированию школьников и студентов на наркотики подвели на коллегии Министерства образования Пензенской области.

Напомним, что тестирование разбивается на два этапа. Первый - тестирование социально-психологическое. Школьники и студенты колледжей и вузов заполняют анкеты, причем анонимно и добровольно, которые затем анализируют специалисты Пензенского института развития образования (ПИРО).

- Выявляют не наркоманов, а тех, кто попадает в группу высокого риска употребления наркотических и психотропных веществ, - уточняет заместитель министра образования Елена Петросова.

Объектом исследования выступают учебные заведения, разбивки по классам или группам нет.

Каждый год в социально-психологическом тестировании принимают участие порядка 40 тысяч школьников и студентов Пензенской области.

В 2015 году в группу риска попали 0,01 процента из опрошенных, в 2016-м - 0,06, в 2017-м - 0,09 процента, или, в абсолютных цифрах, 36 человек.

Елена Петросова объяснила этот рост качественным изменением контрольно-измерительного материала и более ответственным подходом школ и вузов к проведению тестирования.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ

На втором этапе подключаются врачи. Проводятся медосмотры, учащиеся сдают анализы.

Медосмотры проходят выборочно. Например, в 2018 году ими запланировано охватить 3 296 несовершеннолетних, что на тысячу больше, чем в предыдущие годы.

В 2015 и 2016 годах установлены 10 фактов употребления несовершеннолетними наркотических веществ (по 2017 году данных еще нет). Причем половина из них - в школе села Лопатино, четыре случая - в различных образовательных организациях Пензы, один - в школе поселка Шемышейка.

Тревожит министерство образования и тот факт, что если случаи отказов от прохождения социально-психологического тестирования единичны, то от медосмотров - достаточно массовые (превышают 30 процентов от количества учащихся). Особенно этим грешит областной центр. Например, в школе № 51 две трети старшеклассников не прошли медосмотр из-за собственного или родительского «не хотим».

НАДО РАЗОБРАТЬСЯ

Заместитель начальника отдела по опеке и попечительству Управления образования города Пензы Марина Авдонина сообщила, что меры приняты - участие школьников в тестировании на наркотики введено в мониторинг эффективности руководителей учебных заведений.

Но совмещается ли такой подход с принципом добровольности исследования? Не усугубит ли это те странности, о которых рассказал представитель ПИРО Александр Сергацков, руководитель группы, которая обрабатывает анкеты социально-психологического тестирования?

Он поделился наблюдением, что в некоторых классах больше половины анкет содержат идентичные ответы на 18 заданных вопросов.

Настораживает и то, что процент учащихся, попадающих в зону высокого риска, в некоторых школах, расположенных в микрорайонах со сложной криминогенной обстановкой, очень мал: меньше, чем в элитных гимназиях и лицеях. Это, по словам Сергацкова, не очень-то логично, поскольку в обычных школах гораздо больше детей из неполных, неблагополучных семей, которые воспитываются не родителями, а улицей.

Марьям Енгалычева

«Пензенская правда», № 43, 24 октября 2017 г.

24 октября 2017, 19:21

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024