Дома у Лебедевых нас встретили песней: «Вот она - холодная зима, и сугробы выросли на крышах. Я схожу от одиночества с ума, мне давно никто уже не пишет…». Как красиво и пронзительно звучали в устах главы семейства Николая Борисовича эти строки, исполненные со знаменитым цыганским надрывом под фортепианный аккомпанемент его внука Рамира!
- Девочки, для вас! - с улыбкой произнес Николай Борисович («lевочки» - это я и Галина Терсинцева, глава администрации Сосновского сельсовета Бековского района).
С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ
То, что мужчины Лебедевы хорошо поют, для меня не было сюрпризом. В прошлом году на песенном фестивале «Когда цветут сады» в Колемасе Малосердобинского района дебютировал вокальный ансамбль «Бахталэ рома» («Счастливые цыгане»), в числе участников которого - еще один внук Николая Борисовича, Данил, и его троюродный брат Слава. Парням отчаянно хлопали.
Наконец, мы познакомились с молодыми артистами лично и поняли, в кого Данил и Рамир такие талантливые.
А их родственник Слава Лебедев еще и недурно читает рэп, сам сочиняя стихи.
Если для Славы (будущего машиниста локомотива) и Данила (работника кленоварни и папы двух чудесных малышей) музыка - просто хобби, то девятиклассник Рамир занимается ею всерьез: учится игре на фортепиано и мечтает поступить в Пензенское музыкальное училище.
- Если у детей есть способности - их надо развивать, - считает Николай Борисович. - А родители, бабушки и дедушки должны в этом помогать.
Лебедев-старший также поет для души, в свободное от крестьянского труда время. У него небольшое подсобное хозяйство, на развитие которого он в прошлом году получил 100 тыс. рублей по соцконтракту.
ОСЕЛИ В СОСНОВКЕ
Уже по роду занятий Лебедевых можно понять, что их образ жизни нетипичен для большинства цыган Сурского края, занимающихся преимущественно торговлей.
У всех как минимум девять классов средней школы за плечами, в том числе и у девушек. Парни идут дальше, получают среднее специальное образование и, если это возможно, устраиваются работать по профессии.
Причем эта тенденция характерна для цыганского населения Сосновки в целом (а живут здесь сегодня 189 представителей древнего кочевого народа).
Еще одна особенность: местные цыгане не обособляются от односельчан, а прекрасно взаимодействуют с русскими и представителями других национальностей, учатся, работают с ними бок о бок, дружат, ходят в гости друг к другу. При этом сохраняют свои культуру и язык.
Цыгане появились в Сосновке во второй половине прошлого века, когда в СССР вышел так называемый указ об оседлости и несколько семей из двух родов - Лебедевых и Вороновых - выбрали это село своим постоянным местом жительства. Они принадлежат к группе руска рома (русские цыгане). Позднее к ним присоединились сэрвы, ведущие свою историю от балканских рома, и одна семья влахов (их далекие предки пришли в Россию из Румынии). Группы говорят на разных диалектах цыганского языка и различаются некоторыми культурными традициями.
К слову, именно руска рома считаются самыми интегрированными в общество - когда-то они были лучшими конюхами и кузнецами, пели в знаменитых придворных и помещичьих цыганских хорах, воевали в Отечественную войну 1812 года с французами, в Великую Отечественную войну - с гитлеровской армией.
- У нас все работают: я занимаюсь животноводством, сын и моя сестра Оксана выезжают, как и многие другие сельчане, на заработки в Москву, - рассказывает Николай Борисович. - Внук Данил - на кленоварне. А его жена Ангелина, которую я считаю своей внучкой, хоть и занята воспитанием маленьких детей, но по хозяйству помогает, когда время есть. Она и за скотиной ухаживает, и корову подоить может.
СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ
Данил женился в 17 лет. Невесту ему нашли и сосватали родственники из Тамбова. До помолвки молодые друг друга не видели. Ангелину родные просто поставили перед фактом: мол, в такой-то день тебя сватать приедут. Эта старинная традиция до сих пор жива у цыган, как и ранние браки. Иногда и в 15 лет женятся.
К счастью, Данил и его невеста с первого взгляда приглянулись друг другу. Все у них сложилось как надо.
- Но если бы мне Данил совсем не понравился, меня бы насильно никто замуж не выдал, - уточняет Ангелина. - Все-таки наши желания учитываются. Я своей замужней жизнью довольна. Данил - заботливый муж, хороший отец.
Она быстро привыкла к длинным юбкам, полностью закрывающим ноги, и платку, искусно закрученному на волосах - непременным атрибутам гардероба замужней женщины. Если девушки еще могут допустить некоторые вольности в одежде, например надеть брюки, то молодой женщине такое непозволительно.
По словам Галины Терсинцевой, цыгане уже надежно вросли корнями в сельскую землю.
- Особенно потомки тех, первых новоселов Лебедевых и Вороновых, - уверяет Галина Павловна. - Их образ жизни мало чем отличается от нашего. А вот те, кто пытался навести свои порядки, заниматься какой-то противозаконной деятельностью, здесь не прижились, свои же выдавили. Вот такой у нас интернационал!
По слухам, приехали однажды в Сосновку цыгане из Пензы - посмотреть, как живут соплеменники. И, ознакомившись с местным укладом, выразили недовольство: дескать, забыли традиции предков. Впрочем, сосновские не сильно расстроились: живут, как считают правильным, - всем не угодишь.
Наталья Сизова
«Пензенская правда», 17 мая 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024