Почему наши дети калечатся во дворах?

В конце прошлого лета девочка-подросток едва не стала инвалидом, свалившись с качелей.

Тетя Маша, Настя упала, ее скорая увезла! - внезапно взбудоражил женщину голос в трубке, звонил одноклассник дочери.

Мальчишка видел, как его 11-летняя подруга садилась с кем-то на «тяги-перетяги», а теперь лежит спиной на траве и не двигается. Когда подбежал к ней, понял, что ей очень больно, и она не может встать. Около часа она пролежала на холодной земле, пока ей не оказали первую помощь.

В детский травмпункт Настина мама подъехала почти вслед за скорой. Дочку, бледную, почему-то усадили (хотя везли лежа), она с трудом отвечала на вопросы, которые задавал доктор.

- Похоже на ушиб грудной клетки, - поставили первоначальный диагноз Насте.

Только рентген показал, что травма гораздо серьезней. «У вас перелом четырех позвонков, сидеть нельзя, можно только лежать или стоять, нужен покой, нельзя бегать, прыгать...» - ударяли слова врачей, словно обухом по голове.

Пять месяцев Настя была на домашнем обучении. Мама придумала для нее специальную конструкцию, с помощью которой Настя из положения лежа могла вставать - и то лишь минут на 20. Осторожно передвигаясь по квартире, она из окна иногда смотрела на злосчастные качели, с которых так неудачно упала.

Тогда ее сосед на «перетягах», помнится, признался, что отпустил руки - то ли специально, то ли случайно... И плохо закрепленные качели рухнули набок.

Сегодня девочка уже ходит в школу. Но мама каждый день напоминает своей дочке, которая прежде профессионально занималась танцами, что резко двигаться ей нельзя. И ежесекундно переживает: а вдруг нечаянно толкнут?

На одном из позвонков до сих пор трещина, Насте постоянно делают массаж, она ходит в корсете. По словам врачей, еще два года ребенку предстоит жить в таком режиме.

КАЧЕЛЯМИ ПО ГОЛОВЕ

Ржавые горки, расшатанные качели и поломанные «тяги-перетяги» можно без труда найти почти в каждом пензенском дворе. Ребятня на них калечится - но взрослые не спешат ремонтировать.

- На площадках дети постоянно получают травмы, - подтверждает Олег Тарасов, травматолог-ортопед больницы им. Филатова. - Для малышей опасны тяжелые железные качели, карусели: если они ударят ребенка, могут быть серьезные черепно-мозговые травмы.

Детские и спортивные площадки, увы, места повышенной опасности. Ежегодно на них травмируются сотни детей. И слава Богу, если ребенку еще могут помочь врачи.

- В Пензенской области уже были два случая, когда дети гибли от футбольных ворот, - продолжает Олег Викторович.

- Они были плохо закреплены и упали, придавив детей. Во дворе школы № 17, кстати, я заметил ворота из сварного металла, которые градусов на 20 наклонены вперед. Мне страшно смотреть, когда мальчишки виснут или подтягиваются на их штангах...

Прогулявшись до школы, мы смогли убедиться: да, действительно, футбольное поле выглядит нынешней весной нереспектабельно. Вместо предполагаемого газона - огромная лужа.

- Снег растаял, и влага еще не успела впитаться в землю, потому что поле неровное, - объяснила директор школы. - А ворота укреплены хорошо, вы зря беспокоитесь, мы регулярно следим за тем, чтобы все было безопасно.

И если верить педагогам, было бы еще лучше, но... Проблема недофинансирования становится своими острыми гранями обычно так, что неудобно.

В большинстве случаев материальный фонд образовательных учреждении устарел. И нужен ремонт, а точнее, средства на него. Учителя и воспитатели - отдадим им должное - ищут выход. Чаще всего его находят, обратившись к помощи инвесторов или депутатов.

КУЛИЧИКИ ИЗ БИТОГО СТЕКЛА

Но если школы и детсады могут рассчитывать на помощь со стороны, то дворовым детским площадкам за чужие деньги придется побороться.

Во дворе улиц Ульяновской, 32, и Одесской, 10, когда-то установили за казенный счет элементы детской площадки. Сегодня то, что от них осталось, местных жителей не радует.

- В прошлом году нам привезли песок в песочницы, - рассказывает молодая мама Ирина. - Выгрузили серо-грязную гору и уехали. Когда дети немного «умяли» ее, мы заметили, что сам деревянный каркас песочницы сломан.

По словам родителей, играть стало совсем небезопасно, к тому же бродячие собаки и кошки ежедневно «удобряют» песчаную кучу. От такой игры в куличики - глисты и конъюнктивит обеспечены.

Наступившей весной от одной из песочниц и вовсе решили избавиться местные автомобилисты, устроив самодельную парковку возле дома. Теперь скелет бывшей песочницы неприкаянно валяется рядом, а остатки песка укатаны колесами машин.

- Может, и правильно сделали... - размышляет подруга Ирины. - Все равно водить сюда детей невозможно. На лавочке, рядом с песочницей утром обычно валяются пустые бутылки из-под пива, кое-где битые, - следы ночных оргий алкашей.

- А мне нравится наша площадка, - неожиданно заявляет маленький сынишка молодого папаши. - Есть качели и даже барабан!

Вместе с отцом мальчика, который держит на руках сверток в одеяле с синей лентой, - вздрагиваем и оглядываемся по сторонам. «Барабан» со скрежетом раскручивается под чьими-то ногами - аж уши закладывает!

- Согласен, ремонт здесь нужен, - резюмирует глава семейства, - хотя бывают площадки и хуже...

ДЕРЖИТЕ КАРМАН ШИРЕ

И все же родители, недовольные состоянием своих детских площадок, за молоток и гвозди хвататься не торопятся.

- Мы налоги в бюджет платим, а ремонтировать должны сами? - разводят руками мужчины. - Да и где гарантия, что мы все сделаем правильно, безопасно для детей? Каждый специалист должен заниматься своим делом.

Так чья же это забота - следить, исправны ли детские качели во дворе?

- У МУПов таких обязанностей нет, - отвечает Владимир Кузнецов, директор МУП «Жилье-10» по ОЖФ. - В состав общедомового имущества детские площадки не входят.

Может, тогда спросить управляющие организации? Вот тут и открывается интересный факт, что площадки ничьи. Все они раньше принадлежали предприятиям, которые и поддерживали порядок. Затем фабрики и заводы от этой заботы незаметно самоустранились, новых хозяев площадкам не нашлось. Теперь старушки карусели и качели живут своей жизнью, одиноко поскрипывая от напора детворы.

- Сейчас детские площадки передаются в собственность жильцам домов, - рассказала Мария Безрукова, руководитель пресс-службы ООО «ГУК». - В каждом доме должны провести собрание, чтобы принять площадку в безвозмездное пользование и отныне самим заботиться о ней. В противном случае детская зона останется бесхозной и со временем придет в негодность.

Перед тем как площадка перейдет на баланс дома, никто ремонтировать ее не будет. Жильцы получат качели и карусели в том виде, в котором они находятся сейчас. Таким образом, чиновники, как и предприятия, построившие эти площадки, тоже предпочитают умыть руки. Отныне о безопасности ребенка во дворе придется заботиться самим жильцам.

- Чтобы их отремонтировать, надо подать заявку в управляющую организацию по месту жительства, - поясняет Владимир Краснов, гендиректор УО «Жилъе-10-1» по Октябрьскому району. - Но лишь после того, как жильцы на собрании дома согласятся выделять на ремонт свои деньги.

Да, кстати, есть еще один вариант. Активные жители все же могут попросить у депутатов денег: чем черт не шутит, вдруг дадут. Но, так или иначе, сегодня уже бесполезно просто ждать доброго дяденьку, остается полагаться только на себя.

Мария Перова

«Репортер - Пенза», № 18, 1 мая 2012 г.

1 мая 2012, 10:01

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024