Народный умелец из Мокшана совершил 1,5 тыс. прыжков с парашютом

Александр Мурдяев - мастер лозоплетения. Немногие знают, что большая часть его жизни связана с небом.

- «Ключи от неба» я получил еще мальчишкой, учась в Пензенском профтехучилище. Первый прыжок совершил с парашютной вышки в парке им. Белинского (ее хорошо помнят люди старшего поколения). После этого я уже жить не мог без ощущения полета.

После службы в армии и учебы в Ленинграде стал бортмехаником транспортных самолетов. Параллельно постоянно занимался прыжками с парашютом, - рассказывает мой собеседник.

Его парашют парил в небе Дальнего Востока, Средней Азии, Польши, Москвы, Ленинграда.

Одно время это были не просто прыжки - проводились испытания новой парашютной системы для вертолетчиков (кстати, парашюты ПМ-58, которые испытывал Мурдяев, в ходу и сейчас). Он участник многих всесоюзных и международных соревнований, кубков СССР, где защищал честь ВВС.

- Мне повезло: я прыгал с признанными мастерами парашютного спорта - с абсолютным чемпионом Европы Игорем Ильиным, чемпионкой мира Светланой Закорецкой, чемпионом СССР Игорем Барановым. У них было чему поучиться.

Прыгали в любую погоду, с разных высот, и днем, и ночью, на воду и в горах, - вспоминает Александр Васильевич. - Когда открывается люк и ты падаешь в черную бездну, адреналин зашкаливает. Конечно, были и трагедии, когда теряли товарищей. Трудно об этом вспоминать. Я и сам однажды был на волосок от гибели.

В одном из прыжков случился перехлест строп парашюта. Сумел собраться, сбросить основной и раскрыть запасной у самой земли. Тогда у меня, еще молодого, появилась седая прядь в волосах...

Свежа в памяти и летная карьера. Самолет АН-26, на котором летал Александр Васильевич, побывал во всех регионах нашей необъятной Родины. Никогда не забыть и полеты в Афганистане. Афганское небо было неприветливым, постоянно ждали обстрела с земли. А вместо аэродромов чаще всего приходилось садиться на сложные горные «пятачки». Каждый полет был испытанием.

- Одно время у нас на борту летал заместитель министра обороны СССР маршал Соколов (впоследствии ставший министром), - вспоминает Мурдяев. - Это накладывало очень большую ответственность. Но сам Соколов был очень простым, легким в общении человеком. И очень эрудированным.

Последний прыжок Александр Васильевич совершил в конце девяностых в городе Хабаровске.

- Не верилось, что надо уходить из авиации. Но так уж устроена жизнь - когда-то надо опускаться на землю, - разводит он руками. - Тот, кто полюбил небо, уже никогда не сможет его разлюбить. И сейчас мне порой снятся безмятежная синева, белоснежные облака и купол парашюта, парящий в безбрежном воздушном океане. А когда вижу инверсионный след летящего самолета, нет-нет да и защемит сердце...

СПРАВКА «ПП»

Александр Васильевич Мурдяев - мастер спорта международного класса по парашютному спорту. Совершил 1,5 тысячи прыжков.

Валерий Титов

«Пензенская правда», № 42, 18 октября 2016 г.

24 октября 2016, 13:53

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024