Переоценить важность донорской крови невозможно. Так же как невозможно подсчитать количество спасенных донорами жизней.
Однако недавно люди, периодически сдающие кровь, и медики, работающие в стационарах, всерьез обеспокоились: депутаты Госдумы приняли закон, в котором якобы говорится о том, что донорам перестанут платить.
В некоторых СМИ прозвучало мнение, что если люди не будут получать за свою кровь деньги, то доноры в нашей стране просто исчезнут, а это сродни катастрофе.
Чтобы пролить свет на идею законодателей и выяснить, как обстоят дела с донорством в Пензенской области, мы пригласили в качестве гостя заместителя главного врача областной станции переливания крови Степана Козака.
ПРОСТО КОМПЕНСАЦИЯ
- Степан Иванович, так что же это за закон такой, грозящий свести на нет донорство?
- Закон подписан и вступает в силу в январе будущего года. И он, кстати говоря, не искореняет донорство, а наоборот, поддерживает его, выводя на новый, если можно так сказать, профессиональный уровень. В частности, он устраняет бреши, которые существуют в федеральном законодательстве на протяжении 19 лет.
Так, в нем четко определен статус донора. Вводится понятие платного донора (до настоящего времени оно отсутствовало). В большинстве случаев кровь сдавалась и сдается на безвозмездной основе. Платных же доноров в России всего 11-13%. В Пензенской области их вообще нет.
- Как так? Ведь за сданную кровь доноры получают деньги и набор продуктов.
- Деньги, получаемые пензенскими донорами, - это не плата, а денежная компенсация, которая выдается за счет средств областного бюджета. Соответствующее постановление было принято региональным правительством в 2010 году.
Федеральный бюджет к этим выплатам не имеет никакого отношения. Суммы варьируются в зависимости от количества сданной крови, резус-фактора и других немаловажных моментов.
Помимо денежной компенсации донорам полагается так называемый паек (набор продуктов стоимостью 30 руб.). Обычно это сок, булочка либо печенье или конфеты.
Повторюсь, это не плата за кровь, а компенсация на восполнение энергетических затрат. Федералы же задумались о том, что нужно поощрять платных доноров, но это совершенно другая категория людей. Основная же часть доноров всегда сдавала кровь на безвозмездной основе.
- Бытует мнение, что сейчас кровь сдают преимущественно те, кому, извините, на стакан не хватает. Поэтому говорить о безвозмездности, наверное, не совсем корректно.
- У крови нет цены. Несмотря на нанотехнологии, до сих пор не изобретен препарат, способный на 100% заменить человеческую кровь. Поэтому 100-200 рублей, которые получает донор, не цена за кровь. Ведь кровь - это часть организма, которой один человек делится с другим. Рассчитать ее стоимость невозможно.
Деньги - это компенсация на восстановление энергетических затрат, чтобы не наступило истощение организма и была сохранена донорская функция.
- Не опасаетесь ли вы, что если выплаты отменят, то количество доноров резко сократится?
- Нет. Основная масса доноров понимает важность своей миссии, и пресловутый денежный вопрос вряд ли сможет отрицательно повлиять на этот процесс.
Вспомните времена Советского Союза. Доноров тогда было много, а вот денежных компенсаций не было вообще. За сданную кровь люди получали талоны на питание в ближайшей кулинарии. Безвозмездное донорство было национальной идеей.
В принципе, оно и сейчас остается таким, а государство и дальше будет поощрять безвозмездное донорство.
Да и компенсационные выплаты вряд ли будут отменены: скорее всего, этот вопрос будет отдан на откуп регионам. И если региональное правительство решит сохранить выплаты, то они будут сохранены.
ПЛАТА ЗА ЭКСКЛЮЗИВ
- Так кто такие платные доноры?
- При обсуждении закона были озвучены три группы доноров, которые станут платными. Это доноры с редкой группой крови. Например, первой отрицательной или четвертой отрицательной. Людей с такими группами вообще мало, а доноров еще меньше.
Схема работы будет примерно такова: возникает потребность в крови (например, произошло ДТП), мы связываемся с платным донором и берем у него кровь.
Как правило, пострадавшему в ДТП требуется несколько литров крови, а это от 5 до 10 доноров. А их в списке может быть всего 15-20. Естественно, таким людям нужно платить…
Вторая группа - это так называемые иммунизированные доноры. Их специально вакцинируют, например, от клещевого энцефалита. После вакцинации организм вырабатывает иммунитет. Иммунные доноры сдают кровь на плазму, которая переливается людям, получившим инфекционные заболевания, - тот же энцефалит.
Третья группа - доноры клеток, в частности, тромбоцитов. В этих клетках крови очень нуждаются тяжелобольные, например, люди, страдающие лейкозом. После химиотерапии уровень тромбоцитов резко падает.
Мы тесно работаем с отделением гематологии, специалисты которого информируют нас о том, что больному назначена химиотерапия, и мы в срочном порядке начинаем поиски подходящих доноров.
Если бы существовали платные доноры, специализирующиеся исключительно на сдаче клеток крови, экономилось бы гораздо больше времени. А время онкобольным терять нельзя. Вообще доноры клеток - это эксклюзивные доноры. У них высокий уровень собственных клеток, которыми можно поделиться.
Далеко не каждый, сдающий кровь, может это сделать. Да и автоматический тромбоцитоферез - сложная и длительная по времени процедура (доноры проводят на аппарате от 1,5 до 2 часов). Естественно, за эти неудобства людям тоже нужно платить.
- Где-нибудь в России есть платные доноры?
- В мегаполисах. В той же Москве, где работают крупные гематологические центры, в которые съезжаются пациенты со всей страны. На уровне Москвы было принято решение о том, что людям нужно хорошо платить за сданные кровь и плазму. Если бы им выплачивали мизерную компенсацию, в медицинских центрах была бы большая проблема с кровью.
ЗАРАЗИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ
- Легко ли стать донором?
- Очень. Все, что нужно, - взять паспорт и прийти на станцию переливания крови. Мы проверим по компьютерной базе, объединяющей пять медицинских учреждений (центр СПИД, наркологическую больницу, тубдиспансер, центр специализированных видов помощи и центр гигиены и эпидемиологии), нет ли у человека туберкулеза, сифилиса или гепатита. Если есть, донором он стать не сможет. Если нет - добро пожаловать в ряды благородных людей.
- А если человек имел проблемы со здоровьем, но лечился анонимно и в базу данных поэтому не попал?
- Компьютерная база данных не единственный фильтр. Взятая кровь проходит многоступенчатое тестирование. Кстати, в России всего шесть станций по переливанию крови (включая нашу), где проводятся ПЦР-исследования (исследования на генетическом уровне). Мы ищем не ответ организма на присутствующую в нем инфекцию, а определяем геном вируса.
- Хотите сказать, что заразиться опасной болезнью через донорскую кровь нельзя?
- Именно. Донорская кровь подвергается тщательнейшим исследованиям. А плазма замораживается и хранится в течение трех лет.
Прежде чем выдать ее медицинскому учреждению, на станцию приглашается сдавший ее донор для нового обследования. Если мы убеждаемся в том, что он здоров, то плазма выдается для использования.
Плазма, которую использовать нельзя, утилизируется: закладывается в пластиковых пакетах в автоклав и под действием двух атмосфер (132 градуса) уничтожается.
А вообще, донором быть полезно. Во-первых, эти люди всегда знают, здоровы они или нет, поскольку периодически проходят медицинские обследования. Во-вторых, при сдаче крови организм человека запускает так называемый механизм стрессоустойчивости. А в-третьих, благородство на этом свете еще никто не отменял.
Ольга Семенеева
«Аргументы и факты - Пенза», № 31, 1 августа 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024