Малого бизнеса маловато

Времена, когда народ повально шел в бизнес, давно канули в Лету. Утверждение, что лучше работать на себя, чем на чужого дядю, теряет былую актуальность. Справедливости ради стоит сказать, что тому есть веские причины, одна из которых - неуверенность в том, что открытое дело не загнется через несколько месяцев, оставив горе-предпринимателя без средств к существованию.

С другой стороны, даже студенты-первокурсники экономфаков знают, что нормальное развитие экономики невозможно без участия в ней малого и среднего бизнеса. Поэтому сокращение количества малых предприятий - повод для разбора полетов.

КРЕСЛА МОГУТ ОПУСТЕТЬ

«У вас два предприятия по переработке молока, - обратился на прошлой неделе губернатор к главе администрации Пачелмского района. - Эти предприятия простаивают уже 14 лет! А вы как глава района не делаете ровным счетом ничего для того, чтобы ввести их в действие.

Более того, из 2 000 человек работоспособного возраста, проживающих на территории вашего района, 1 500 не платят налоги, 220 человек нигде не работают, а 416 трудятся за пределами района. По вашему мнению, это нормальная ситуация? Если в ближайшее время вы не начнете работу над ее исправлением, вам придется задуматься о новом месте работы».

Впрочем, озадачиться поисками новой работы, судя по всему, может не только глава Пачелмского района. В прошлом году значительно уменьшилась плотность малого и среднего бизнеса в районах области. А ведь именно «малыши» обеспечили в 2012 году 37% от общего объема областного валового продукта.

ХОРОШО УСТРОИЛИСЬ

Около 30% всех действующих в России фирм расположено в центральных районах страны. Среди городов сохраняют лидерство Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех малых предприятий.

Структура сферы малого бизнеса за последние годы не изменилась. По-прежнему лидируют торговля и общепит - ими занимается половина предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные услуги. 13% фирм занято в строительстве, а 12% - в промышленности. Доля сельскохозяйственных компаний - около 2%.

Как говорится, нам еще расти и расти. И это относится как к России в целом, так и к Пензенской области в частности.

Однако, по словам губернатора, такие районы, как Бековский, Малосердобинский, Мокшанский, Тамалинский и Пачелмский, даже не пытаются решать проблемы бизнеса.

Хотя, опять же по словам губернатора, в этих районах есть все необходимое, чтобы люди занялись предпринимательством, - вода, газ, электроэнергия, необходимые помещения и мощности для производства и переработки.

Жители сел могли бы заниматься производством мяса и молока, выращивать овощи, выпекать кондитерские изделия и выпускать другую продукцию, на которую существует спрос не только в Пензенской области, но и во всей России.

С целью поддержки предпринимательства в Тамалинском районе даже проводили конкурс лучших бизнес-проектов, но ни один из них не был реализован.

Присутствовавшие на совещании главы администраций неубедительно оправдывались: мол, появляется в районе крупное предприятие, люди бросают бизнес и уходят туда работать.

«Значит, люди не видят поддержки со стороны власти, - считает губернатор. - А ведь развитие предпринимательства - самый эффективный способ борьбы с бедностью».

Дабы хоть как-то улучшить ситуацию с малым бизнесом, губернатор предложил главам районов создать команду и отправиться с ней в народ. Зачем? Чтобы убеждать людей податься в предпринимательство.

Александр Исаев

«Аргументы и факты - Пенза», № 3, 16 января 2013 г.

17 января 2013, 11:08

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024