Порой родителям сложно понять поведение своих детей, особенно, когда подростки проявляют себя по отношению к своим сверстникам не лучшим образом. В таких случаях, если вовремя не обратить на это внимание, последствия не заставят себя долго ждать. Из-за чего дети начинают вести себя агрессивно? Как это исправить? На вопросы читателей ответила психолог Наталья Путилова.
ЕСЛИ РЕБЕНОК - ДРАЧУН
- Учительница постоянно жалуется на собраниях, что мальчики (мы еще ходим в начальную школу) дерутся на уроках. Я уже не знаю, как и что объяснять сыну. Он утверждает, что сам никогда не начинает, на него нападают, а он защищается. Что делать?
- Как именно учитель видит ситуацию? Кто начинает драку, является инициатором? Если постоянно нападают на мальчика, то он вынужден обороняться. Важно выяснить, как именно на него нападают - вербально (словесно) или физически. Если физически, то опять-таки важно знать, как именно нападают и как он обороняется.
Здесь необходимо увидеть, насколько оборона соответствует нападению. Бывают случаи, когда любая шутка вызывает ответную агрессию с физическими действиями. Если действительно ребенка обижают и постоянно на него нападают, речь может идти о буллинге. В таком случае мальчику необходима помощь, самостоятельно он не сможет переломить ситуацию.
Есть и другой вариант: ребенок является постоянным участником драк, потому что хочет быть лидером. Тогда он начинает сам провоцировать других ребят и получает в ответ сдачу. Но своих действий ребенок не видит, и ему кажется, что на него другие нападают первыми. И в начальной школе чаще всего речь идет именно об этом варианте.
Здесь важно проговорить с ребенком о его желании быть лучшим, первым, о конкуренции. Помочь ему найти его уникальные черты, указать, чем он отличается от других ребят, поддерживать его в любых начинаниях, укрепить самооценку. Можно привлечь к этому учителя, чтобы дала ребенку какое-то важное общеклассное дело. Это очень повысит его значимость в собственных глазах и глазах одноклассников, и необходимость в утверждении через драку пройдет.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ДРУЖАТ
- Дочка учится в 2-м классе, сын - в 7-м. Живут как кошка с собакой. Дочка ябедничает по поводу и без, сын на нее огрызается. Как и что им объяснить, чтобы были терпимее друг к другу?
- Случаи, когда братья и сестры ссорятся, очень распространены. Они изначально являются конкурентами за родительское внимание. При появлении младшего ребенок теряет свое прежнее место в семье и теперь вынужден делить внимание с новорожденным малышом. Это всегда стресс. Дружба детей между собой не возникает сама по себе, это всегда результат грамотных действий родителей, их терпения и такта.
Необходимо старшему ребенку обозначить его место в изменившейся семье, найти плюсы в его новой роли и всячески поддерживать в адаптации. Сами дети могут объединяться только в неблагополучных семьях, когда нет необходимости бороться за родительское внимание, а нужно выживать.
Родителям в этой ситуации нужно понаблюдать за своей реакцией. Чаще всего родители ради сохранения спокойствия в семье встают на сторону младшего. И дальше следуют обращения к старшему в духе «ты уже большой, а он маленький, уступи ему» и т. д. При таком подходе жалоб со стороны младшего не избежать, подобным поведением родители, наоборот, провоцируют младшего к жалобам и манипуляциям.
А старший в ответ будет огрызаться от ощущения несправедливости. И еще раз хочу подчеркнуть: начинать родителям нужно не с объяснения детям, а с пересмотра собственной позиции. Когда у младшего ребенка выгода в жалобах пропадет, они быстро прекратятся.
ЕСЛИ РЕБЕНОК - ИЗГОЙ В КЛАССЕ
- Дочка учится в 8-м классе. Она не говорит, но я поняла, что она в классе изгой. Она очень увлечена науками, детям кажется странной. Учителя мало что могут исправить. Как помочь? Уйти в другую школу?
- Важно прояснить, что она вкладывает в это понятие? Она может чувствовать себя изгоем, когда одиноко сидит на перемене за партой, и у нее нет друзей? Или она подвергается нападкам и издевательствам со стороны одноклассников? Тогда это две разные истории.
В первую очередь необходимо установить, есть ли буллинг. Если факт установлен, родителям стоит занять активную позицию и идти по всем школьным инстанциям, привлечь школьного психолога. Ребенка нельзя оставлять в такой ситуации. Если в данной школе не удается найти решения проблемы, тогда имеет смысл сменить ее, предварительно найдя понимание с новым классным руководителем.
Если же речь идет об изгое в смысле одиночества и непринятия, школу нет смысла менять. Здесь бы очень хорошо помогла индивидуальная работа с психологом. Такие дети часто застенчивы, уязвимы, а в переходном возрасте эти качества усиливаются.
Анна Логинова
«Аргументы и факты», № 43, 25 октября 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024