Самой войны не видели, но было тяжело

- Мама, ты чего плачешь?

- Война началась. Отцу пришла повестка. Завтра ему нужно быть на призывном пункте. Теперь за главного у нас будешь ты.

В ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ - ГЛАВА СЕМЬИ

А «главному» всего-то шестнадцатый год шел. Вернее, «главной».

- Нас у родителей пятеро было. Я самая старшая, - вспоминает Вера Николаевна Зосимова, участник трудового фронта. - Мама с младшими братьями и сестрами дома сидела, а соседка устроила меня в ремесленное училище на работу. По ее же совету я оформила и получала паек домой (а не ела на работе), чтобы и семье было что кушать.

- Огородика у вас своего не было?

- А кому его обрабатывать? Мое дело было скорее отработать - и домой. Больше я ничего не видела, не замечала. Мы жили тогда на улице Куйбышевской, напротив больницы КИМ. А ремесленное училище № 6 находилось на улице Циолковского. И каждый день я ходила туда и обратно. Даже зимой. В шинель закутаешься (на пальто денег не было), материным платком завяжешься - и бегом.

Девчонки на работе иной раз скажут: «Да что ты пойдешь? Оставайся здесь, заночуй». А я ведь паек домой носила. Девчата все уйдут на ужин, я в комнате одна остаюсь. А есть тоже хочется. А домой придешь, пусть хоть картошки какой, а мама сварит.

Ели мы тогда то, что подешевле. Мама на базаре крупу покупала, овсянку. Но в деревне, говорят, люди жили еще скромнее. Так и промотались мы всю войну.

- А в ремесленном училище что изготавливалось?

- Мы работали на фрезерных станках, делали какие-то пистончики. А победу я встретила уже в качестве воспитателя в том же ремесленном училище. Дежурный по училищу, наш мастер, затрубил в горн: «Все вставайте!». А когда мы к нему подошли, воскликнул: «Война кончилась!».

Это была всеобщая радость. Люди выходили на улицу, обнимались, целовались, плакали. Все были как родные! Такое чувствовалось единение. А потом начались встречи, возвращения с войны, и за каждого вернувшегося все искренне радовались.

- А ваш папа сразу вернулся?

- Нет. Месяцев через восемь. Папа служил в части, и их не отпускали, пока не подобралась всем замена. Но он часто писал письма, заботился о нас, советовал, что нужно делать. А мы все ждали, что вот откроем письмо, а там: «Встречайте, еду!». А нет. Переживали. Зато когда папа вернулся, то привез нам большущих гостинцев: пряников, конфет кругленьких (это тогда было деликатесом). Вот это было счастье.

А мне отец тогда сказал: «Я пришел, буду работать. Теперь тебе нужно идти учиться. И я пошла в техникум. А оттуда - на часовой завод, где проработала 39 лет, доросла до старшего мастера, поработала в завкоме.

Мне повезло. Я прожила яркую, насыщенную жизнь, на моем пути встречалось много хороших людей. Так получилось, что своих детей у меня нет. Но мои племянники, их дети и внуки - это мое самое большое богатство, за которое я очень благодарна Богу.

Екатерина Козина

«Любимая газета - Пенза», № 25, 20 июня 2012 г.

22 июня 2012, 10:52

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024