Квалификация растет, зарплата нет

В новом проекте закона «Об образовании» указано, что повышение квалификации педработников общего и профессионального образования, возможно, будет проходить раз в три года (тогда как сейчас - раз в пять лет). С чем это связано и как изменится сама процедура прохождения повышения квалификации и переподготовки педкадров, рассказала на заседании правительства Пензенской области врио министра образования области Гузяль Баткаева.

ПОВЫСИТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ

Формирование новой модели школы требует соответствующего уровня компетенции как учителей, так и руководителей образовательных учреждений. Поэтому на территории нашей области в настоящее время функционируют две модели организации и финансирования повышения квалификации педработников: по государственному заданию и на конкурсной основе (на основании заключенного государственного контракта по результатам проведения торгов по 94-му федеральному закону). Таким образом, происходит децентрализация системы повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации.

По государственному заданию работает Пензенский институт развития образования. В 2012 году государственным заданием ему на повышение квалификации 3 040 педагогов выделено 3 миллиона 568 тысяч рублей. На конкурсной основе повышение квалификации в 2011-2012 годах проводили ПГПУ им. Белинского, ПГУ, ПГТА, Пензенский институт развития. Причем появились и новые формы квалификации: на базе стажировочных площадок; в творческих лабораториях; появилась система консультационных услуг, включая дистационный консалтинг, научно-практические конференции, форумы, конкурсы; проектная деятельность; что должно обеспечить профессиональный рост педагогов.

В 2011 году Пензенская область выиграла конкурс на осуществление проекта «Комплексная модернизация системы профессионального образования на 2011-2015 годы». Одним из мероприятий данной программы стало также повышение квалификации педработников учреждений начального и среднего профессионального образования в различных формах, включая деятельность на шести стажировочных площадках, повышение квалификации в региональных отраслевых ресурсных центрах в рамках сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования, повышение квалификации преподавателей дисциплин профессионального цикла и мастеров производственного обучения учреждений сельскохозяйственного профиля, а также повышение квалификации ведущих научных образовательных организаций не только в области и других регионах РФ, но и за рубежом.

ЧЕГО ЖДАТЬ В НОВОМ ГОДУ

Основным показателем в развитии систем повышения квалификации и переподготовки педработников является квалификационный уровень педагогов. И в настоящее время высшую квалификационную категорию имеет 39 процентов учителей, 41 процент - первую категорию, 8 процентов - вторую. А среди преподавателей и мастеров производственного обучения высшая категория у 63 процентов, первая - у 21,9 процента, а вторая - у 14 процентов.

Как отмечает Гузяль Баткаева, происходит качественное изменение в образовательном процессе, его содержании, управлении. И в рамках проекта по модернизации системы общего образования в 2012 году на это выделено 5 миллионов 200 тысяч рублей, на которые предполагается обучить 1 019 человек. 875 из них уже прошли обучение.

Однако для повышения эффективности мер по модернизации повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями необходимо решить следующие задачи. Во-первых, с 2013 года внедрить персонифицированную модель повышения квалификации, чтобы сам учитель выбирал, где ему (в области, других регионах или за рубежом) проходить повышение квалификации. Данный подход на сегодняшний день является передовым.

Во-вторых, необходимо обеспечить следующие целевые показатели: 20 процентов учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в том числе 10 процентов - по персонифицированной модели. А также 15 процентов преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации.

В-третьих, нужно организовать работу по изучению результативности курсовой подготовки педагогов.

Все это «свалится» на голову бедных педагогов. Вот только, учитывая заработную плату учителей, скоро повышать квалификацию будет некому.

«Любимая газета - Пенза», № 44, 31 октября 2012 г.

3 ноября 2012, 13:13

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024