В Пензе растет престиж профессии учителя

Престиж учительской профессии постепенно растет. Что же привлекает в ней молодежь и что отпугивает?

Времена меняются

- Пойду куда угодно, только не в школу, - еще лет 10 назад так нередко говорили те, кто получил диплом педагога. - Зарплата маленькая, дети непослушные…

В последние годы интерес к профессии учителя в стране начал расти (вместе с зарплатами в сфере образования).

По данным ВЦИОМ, эта профессия поднялась в категорию среднепрестижных. И выпускники школ гораздо охотнее идут в педагогические вузы и колледжи. Эту тенденцию отмечают и в Пензенском социально-педагогическом колледже. Занятия здесь сейчас проводят в две смены.

Потребность в педкадрах в регионе большая, поэтому в учебном заведении набирают группы как по госзаданию (на бюджетной основе), так и дополнительные (на платной).

- При этом в прошлом году средний балл по аттестату для поступления на специальность «учитель начальных классов» составлял 4,8. А еще мы готовим учителей физкультуры. Знаете, как востребована у выпускников эта специальность? В прошлом году конкурс составлял пять человек на место! - рассказывает директор колледжа Людмила Петрова.

В пединституте ПГУ тоже растет число абитуриентов. Самые востребованные специальности - учитель русского и английского языков, истории, математики. При этом если в 2019 году на очное отделение пединститута выделялось 180 бюджетных мест, то в 2020-м - 189, а в 2021-м - уже 218 мест.

Статистика гласит, что за последние пять лет в школы Пензенской области устроились 1 143 молодых учителя. В год это более 200 человек. Средний возраст педагога в регионе на сегодняшний день составляет 40 - 45 лет, а десять лет назад был 55 - 60.

Учатся защищаться

Но и сейчас не каждый дипломированный учитель встанет с указкой у школьной доски. Причина - реальность расходится с ожиданиями.

Людмила Петрова рассказывает о пожеланиях современных молодых людей.

- Многим выпускникам с первого дня хочется получать большую зарплату. Им хочется сразу всех благ и самых лучших условий. Но так не бывает! А в школе - тем более. Нужны стаж, категория, репутация. Мир не крутится вокруг молодого специалиста.

Вторая проблема - авторитет педагога. Это раньше его слово было законом. В наше время учителю часто приходится доказывать свою правоту, а порой даже и защищаться.

- Мы вынуждены учить своих студентов, как достойно выйти из спорной или конфликтной ситуации. Случается, уже в начальных классах дети снимают учителей на видео или записывают их речь на диктофон. И родители поощряют это. К сожалению, не все дети настроены на позитив, на то, что учитель - это друг. Многие сразу встают в оборонительную позицию. И будущие учителя должны быть к этому готовы, - вздыхает Петрова.

Где же вы, мужчины?

У пензенской педагогики по-прежнему женское лицо. Мужчин - единицы. Доказательством тому и конкурсы профмастерства, в которых представители сильного пола - все еще «экзотика».

Эксперты считают, что заинтересовать юношей учительской стезей смогли бы профильные педагогические классы, которые будут формироваться в Пензенской области с начала следующего учебного года.

Кто-то захочет попробовать да и сделает в итоге выбор в пользу школы...

К примеру, в социально-педагогическом колледже представители сильного пола чаще всего выбирают профессию учителя физкультуры. В последние годы повысился интерес к профессии педагога дополнительного образования. И в Пензе, и в районах области открываются ЦМИТы и модельные центры, где без педагогов-мужчин не обойтись.

А вот Зоя Алексеевна Бухлина, заслуженный учитель РФ, 45 лет отдавшая школе, уверена: чтобы мужчина пришел работать в школу, нужна высокая зарплата.

- В царское время в школах преподавали преимущественно мужчины. У педагогов были квартиры, извозчики, помощники по хозяйству. Во всем мире принято, что мужчина - кормилец семьи, тот, кто обеспечивает достаток. Соответственно, он должен иметь хороший доход, - говорит Зоя Алексеевна. - А вообще, работа учителя была сложной во все времена. Ведь как в большинстве случаев? Человек приходит вечером после работы, занимается семейными делами. Педагог же берет часть работы домой, вечером готовится к урокам, проверяет тетради.

Для кого-то это мечта

Сердобчанка Алина Алексеева - третьекурсница Пензенского социально-педагогического колледжа. Девушка - будущий учитель начальных классов. Получив диплом, хочет работать в школе. Это ее мечта.

Любовь к профессии ей передала мама, всю жизнь проработавшая в школе. А еще большое впечатление на девушку произвела ее первая учительница.

- Как мне кажется, главные качества, которыми должен обладать педагог, - это любовь к детям, терпение и любовь к профессии. Я знаю, что работать учителем очень сложно. Понимаю, что буду моложе многих родителей и этот барьер придется преодолеть. Думаю, первое время будет страшновато оставаться наедине с детьми в классе. И все же это так здорово - быть человеком, которому они доверяют, проводником в мир знаний.

В детстве я с замиранием сердца наблюдала, как мама проверяет вечерами тетради, как «болеет» за нерадивых учеников, созванивается с мамами и папами ребят. Мне везет: я смогу рассчитывать на ее поддержку и совет.

Из тех, кто мечтает об этой профессии, кто готов отдать сердце детям без оглядки на зарплату, и получаются хорошие педагоги. Ведь педагогика, как и медицина, не просто способ заработать на хлеб - это призвание.

Цифры: Около 19 тысяч педагогов работают в школах Пензенской области. Из них чуть больше 8,8 тысячи - учителя-предметники. Более 700 молодых учителей за последние три года пришли в школы региона. В 2019 и 2020 годах более 220 человек - а это более 80 процентов выпускников пединститута - трудоустроились в школы Пензенской области.

Елена Синицына

«Пензенская правда», № 22, 9 июня 2021 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

19 июня 2021, 11:29

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024