На составление отчетов учителя тратят по четыре часа в день. Времени на воспитание не остается...
Трагические события в Перми и Казани очередной раз обострили и без того тяжеловесную проблему: бумажная волокита настолько поглотила современных педагогов, что на основную работу времени у них практически нет. Соответственно, нет воспитания, да и образование, которое педагоги должны давать детям, хромает на обе ноги. Зато есть «натаскивание» на ЕГЭ и бесконечные отчеты.
ПРИ ЧЕМ ОТОПИТЕЛЬНЫМ СЕЗОН?
«Анкетирование, в котором участвовало более тысячи педагогов, показало: учитель тратит на заполнение различных бумаг три-четыре часа в день, - констатирует председатель Пензенской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Любовь Беспалова. - Причем не только для органов образования».
Как стало известно «Нашей Пензе», много времени уходит на предоставление информации другим ведомствам: минспорту, минсоцзащиты и даже пенсионному фонду. Совсем недавно, например, учителей в одном из районов обязали исследовать состояние семей на предмет благополучия и разъяснить им меры поддержки от государства. А на днях в одном муниципалитете на педагогов повесили сбор информации о подготовке к отопительному сезону. Часто на базе школ проводят мероприятия силовые ведомства. Им тоже нужны отчеты, и это опять ложится на плечи учителей.
Еще один момент, который отмечают специалисты: сейчас ведение журналов и дневников перешло в электронный вариант. Но по факту их приходится заполнять еще и на бумаге. Потому что во многих селах доступность и качество интернета оставляют желать лучшего.
«Проблем много, мы их знаем, реагируем, что-то постепенно меняется к лучшему. Хотелось бы дать педагогу возможность выполнять свою главную обязанность - учить детей» - констатирует Любовь Беспалова.
И ФОТОГРАФ, И АДМИНИСТРАТОР
Еще в конце прошлого года было объявлено: количество бумажной работы педагогам сократят. Но по факту ничего не изменилось.
«Вроде бы бумаготворчества стало меньше. Но это только на первый взгляд. Большинство учителей являются классными руководителями, им отчетность никто не сокращал. А разных мероприятий на школу спускают огромное количество. Чаще всего они касаются именно классных руководителей. По мероприятиям нужен отчет плюс фотографии. Так объем писанины и увеличивается», - рассказала учитель одной из школ Пензы Ирина Афиногенова (фамилия по ее просьбе изменена).
Стоит понимать, что «бумаготворчество» - понятие условное, с развитием интернета его часть ушла в сети, что, естественно, нагрузку с учителя не снимает. А требуют с педагогов, по словам Ирины Афиногеновой, все больше и больше, причем не только во время учебного года. Спущенные летом сверху из управления образования задания стали для пензенских учителей едва ли не последней каплей.
«Вместо отпуска мы заполняли электронный журнал. Адреса регистрации и фактический, номера электронных карт питания, социальный статус, свидетельства о рождении или паспорта детей. И характеристику на каждого! Представляете, нужно было срочно написать более 30 характеристик. Можно подумать, эта работа не могла подождать до сентября», - рассказала наша собеседница.
А БЫЛ ОДИН ЛИСТОК...
Ирина Афиногенова в профессии уже почти три десятка лет, поэтому помнит другие времена:
«Когда-то не было рабочих программ. Планирование писали от руки, представляло оно собой листок формата А4 с номером урока и темой. Не надо было фотографировать бесконечные мероприятия и выкладывать эти фото на сайт и в соцсети. Потом конспекты и планы уроков превратились в печатные технологические карты листов на 20 печатного текста...»
Сейчас педагоги с опасением ждут введения новых образовательных стандартов. Произойти это должно с 1 сентября следующего года.
«Много лет учителя бились, чтобы сократить рабочие программы по предметам. Года три назад добились. Рабочая программа стала состоять из трех разделов: планируемые результаты, содержание курса, планирование уроков. Теперь опять собираются программы раздуть. Их снова нужно переписывать, вносить контрольно-измерительные материалы, которые, по слухам, должны занимать 70 процентов от программы. И это по всем предметам», - сообщила наша собеседница.
Отсутствие у подрастающего поколения глубоких знаний, откровенные заявления учителей «мне не платят за блеск в ваших глазах», невозможность сдать ЕГЭ без репетиторов, стрельба в школах... Это не звоночки - это набат. Если чиновники от образования и дальше будут делать вид, что его не слышат, в ситуацию вмешается президент. Мы все уже привыкли к тому, что глобальные проблемы удается сдвинуть с мертвой точки только после того, как о них узнает глава государства. Видимо, «бумажная педагогика» - не исключение.
Сергей Горин
«Наша Пенза», № 39, 29 сентября 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024