Этой весной родители и ученики активно обсуждали заявление главы Министерства образования и науки РФ об отмене в ближайшие годы тестовой части ЕГЭ. Постепенный переход к новой системе экзаменов отчасти начался уже с 2015 года.
Последнее десятилетие российскую школу очень сильно лихорадило. И подобное откровение Дмитрия Ливанова не прибавило спокойствия. Абитуриенты российских вузов продолжают находиться в полосе турбулентности. Каковы отличительные черты приемной кампании этого года?
Для вузов России наступает горячая пора. В Пензенском госуниверситете приемная комиссия начала работать 19 июня. В стенах учебного заведения существенное оживление: вчерашние школьники спешат подать документы, но многие до сих пор пребывают в раздумье, где продолжать учиться.
В этом году у абитуриентов есть шансы повысить вступительный балл за счет своей активной жизненной позиции. Речь идет о портфолио, где зафиксированы достижения школьника. Это могут быть спортивные, научные или творческие победы. Учитываются результаты участия в соревнованиях и олимпиадах.
Дополнительные «очки» будут начислены по результатам написанного сочинения, бонусы также даст аттестат с отличием. При этом представители высших учебных заведений подчеркивают, что все достижения должны подтверждаться каким-либо официальным документом: дипломами, сертификатами и т. д.
Главный вуз областного центра готовится принять на бюджетные места почти 1 800 абитуриентов. По сравнению с прошлым годом, количество бюджетных мест выросло на 251. Абитуриентам предлагается 90 программ высшего образования.
Особые условия для инвалидов и жителей Республики Крым. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрено 10% мест от общего количества поступающих в вуз. Еще 39 мест на разных специальностях зарезервировано для жителей Республики Крым, они будут проходить отдельный конкурсный отбор.
- Для любого вуза приемная кампания - один из главных этапов существования, развития и эффективности работы, - отмечает первый проректор ПГУ Виктор Мещеряков. - От того, каких студентов мы наберем сегодня, будет зависеть успех подготовки профессиональных кадров. Важно также, с каким уровнем подготовки и с какой мотивацией придет абитуриент.
Однако, по словам проректора, качество подготовки в школе не на высоте, и в последние годы это стало особенно заметным.
- В большей массе дети к нам приходят с поверхностными знаниями, - говорит Виктор Афанасьевич. - По ходу обучения в вузе недостаток подготовки приходится восполнять. Основные болевые точки: математика, физика и информатика. А ведь именно эти предметы являются базой на всех инженерных специальностях. Так что здесь высшая школа сталкивается с проблемой.
Пока еще рано давать оценку качеству подготовки выпускников 2015 года, но, думаю, картина будет прежней. Реально оценить объективность результатов ЕГЭ мы сможем после первой сессии, когда с откровенно слабыми студентами придется расставаться.
Практика Пензенского университета показывает, что отсеивается примерно 5% от общего числа первокурсников.
Самыми востребованными остаются факультеты экономики, юриспруденции, менеджмента. Наименее популярными в регионе оказываются направления педагогического образования.
- Самое страшное, что профессия учитель не считается престижной, - отмечает проректор. - Практика последних лет показывает, что на эти специальности мы набираем студентов по остаточному принципу, с минимальными баллами, а значит, и с незначительной базовой подготовкой.
По логике, если ситуация не изменится, вести речь о подготовке хороших учителей для подтягивания тех же «проседающих» по физике и математике будет трудно.
К отказу со временем от тестов в ЕГЭ академическое сообщество относится с пониманием. Кстати, еще до введения Единого государственного экзамена аналитики предупреждали, что тесты существенным образом и не в лучшую сторону изменят жизнь старшей школы.
В этом году у выпускников несколько средний вариант, когда итоги сдачи ЕГЭ остаются в приоритете, но без учета не остаются и дополнительные заслуги. В будущем, скорее всего, наметится все больший переход к демонстрации знаний без выбора вариантов ответа.
Как это отразится на результатах целого поколения детей, так называемой ЕГЭ-культуры, остается вопросом. Ведь для запоминания готовых шаблонов у детей развивались другие виды памяти, нежели требуются для демонстрации самостоятельного мышления.
Нынешние выпускники признаются, что их подготовка к экзамену имеет мало общего с подлинным изучением предмета. Остается им пожелать удачи при поступлении, а будущим одиннадцатиклассникам - терпения, ведь «жить в эпоху перемен», как известно, самое трудное.
Валерия Богданова
«Любимая газета», № 24, 24 июня 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024