В последние годы в нашей области выросло число лиц, пострадавших из-за лишения статуса инвалида. По каким же причинам это происходит, выясняют эксперты Общероссийского народного фронта.
Статус инвалида не роскошь, а средство выживания для многих людей, чья трудоспособность ограничена состоянием здоровья. А за последние годы прохождение медицинского освидетельствования все чаще грозит его лишением.
По статистике на 1 января этого года, в нашей области насчитывалось свыше 38,4 тысячи инвалидов, что составляет 7,4% населения региона. По данным главного бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области, при повторном освидетельствовании не были признаны инвалидами: в 2013 г. - 6,5% человек от общего числа прошедших переосвидетельствование на инвалидность; в 2014 г. - 6,4%; а за 7 месяцев 2015 г. - 7,8%.
Часть этих граждан уверены в том, что лишение их статуса инвалида необоснованно: состояние здоровья не изменилось, трудоспособность снижена или отсутствует, а положенные по закону льготы испарились вместе с судьбоносным решением.
Среди тех, кто обращается в региональное отделение ОНФ с жалобами на внезапное «выздоровление», есть и те, чье состояние здоровья требует особых условий. Ситуация приобретает формат трагикомедии, когда людям, имеющим неустранимые дефекты, приходится это доказывать: не отросла нога, мол...
А ведь лишение статуса - это формальность, влекущая вполне реальные последствия и трудности.
Во-первых, это ущемляет права пациентов на специальную организацию рабочего места, на участие в программах господдержки (в частности, по трудоустройству). Во-вторых, если инвалидность по факту есть, но официально не признана, то человек вынужден полностью самостоятельно решать вопрос и с лекарственным обеспечением, и с реабилитацией.
Если такой подход признать справедливым, то возникает вопрос: в чем именно состоит социальная ориентированность нашего государства? При этом медико-социальная экспертиза вряд ли принимает подобные решения безосновательно, это не тот вопрос, где можно выявить и «обезвредить» виновного. Поэтому причину приходится искать в самой законодательной базе, обеспечивающей деятельность МСЭ.
- Нормативно-правовая база очень сложна, непрозрачна и совершенно непонятна для большинства пациентов. Помимо того, что пациенту отказывают в мерах социальной защиты, ему ничего не объясняет, почему ему было отказано, что изменилось и на каком основании инвалидность сняли, - отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ, заведующий региональным сосудистым центром Михаил Краснов на встрече с жителями области, которых лишили статуса инвалида.
Предположительно, причина роста числа неосвидетельствованных и непереосвидетельствованных инвалидов кроется в новых классификациях и критериях медико-социальной экспертизы, которые введены в действие с 23 декабря прошлого года. В настоящее время эксперты региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» пытаются найти хоть какие-то зацепки, помогающие разъяснить ситуацию.
Анна Шаровская
«Любимая газета», № 41, 21 октября 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024