В годы войны из Пензенской области на фронт ушло 312 000 наших земляков, из них 190 400 не вернулось домой. 245 пензяков стали Героями Советского Союза, двое - Н. И. Крылов и В. А. Глазунов - заслужили это звание дважды. 39 - полные кавалеры солдатского ордена Славы. Более 200 000 награждены боевыми орденами и медалями, в том числе и иностранными; 35 000 отмечены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Чтобы вспомнить накануне 9 Мая, что это были за люди, мы расскажем всего пять историй.
ФРИЦЕВ НА ВОЗДУХ!
Рассвет 22 июня 1941 года наш земляк стрелок-радист танка КВ-1 Иван Савельев встретил на посту в летних лагерях под Перемышлем. Он не сразу сообразил, куда летит армада немецких самолетов. Но когда часть машин встала в круг и начала бомбить технику, склады, палаточный городок, пензяк понял, что началась война.
Отдельный тяжелый танковый полк, в котором служил Иван, вступил в бой с врагом уже во второй половине дня. «Немцы не ожидали такого натиска наших мощных машин, - вспоминал ветеран. - Броня их танков лопалась, словно скорлупа орехов. А сами покорители Европы драпанули от подбитых машин так, что только пятки сверкали». Однако вскоре кавэшки остались без боеприпасов. Комполка, лично знавший Савельева - рубаху-парня и лучшего гармониста части, - вызвал нашего земляка в штаб.
«Слушай боевой приказ! - начал полковник. - На станции стоит целый эшелон со снарядами для нашей техники. Задача: провести разведку и, если немцы еще не там, организовать доставку боеприпасов в расположение полка. Если это невозможно - взорвать состав на месте, чтобы врагу ничего не досталось».
Легко сказать, да трудно сделать. На трофейном мотоцикле пензяк с товарищем примчался на вокзал. Товарняк стоял на запасных путях, набитый снарядами под завязку. Но с другой стороны к станции уже подходили фрицы. «Вот что, боец! Выход один: рвем состав и сматываемся, пока нас здесь не кокнули», - принял решение сверхсрочник. Через пять минут состав взлетел на воздух вместе с передовым отрядом фашистов. А через несколько дней оба танкиста за выполнение специального задания командования были награждены орденами Красной Звезды - награды в первые месяцы войны очень редкой.
26 ПРИКАЗОВ СТАЛИНА
26 июня 1941 года части 148-й стрелковой дивизии под командованием нашего земляка полковника Филиппа Черокманова направились на фронт, а 2 июля, выгрузившись на станции Реста Могилевской области, с ходу вступили в бой на участке Гребнево - Быхов. Атаковали при любой возможности и даже освободили г. Кричев. А когда оказались в окружении, не запаниковали и, прорвав кольцо, соединились со своими.
В армейской газете того времени о дивизии написали: «...несмотря на большие потери в личном составе и технике, 148-я СД, сохраняя боеспособность, стойко обороняется, нанося врагу потери. Натиску фашистов в этих боях противопоставлены мужество и отвага бойцов и командиров. Командиры стоят в окопах как рядовые, стреляя по пехоте противника, с гранатами и бутылками с горючей смесью в руках». В те дни даже комдив, когда погиб расчет станкового пулемета, продолжил вести из него огонь. В ходе одного из боев он был ранен, все окружение погибло, и Филипп Михайлович остался один. На рассвете 2 августа его обнаружил местный колхозник. Сельчанин две недели выхаживал пензяка. Поправившись, комдив перешел линию фронта и после проверки в особом отделе приступил к выполнению своих обязанностей.
Герой Советского Союза, кавалер 11 боевых наград, Филипп Черокманов, воевал с первого до последнего дня войны и закончил боевой путь в Праге. Фронтовыми дорогами он прошел 2 516 километров. Участвовал в 13 оборонительных и 17 наступательных операциях. 26 раз воинские подразделения, которыми командовал наш земляк, отмечались в приказах Верховного главнокомандующего И. В. Сталина.
Я ИЗ ПЕНЗЫ. ИВАН НАДЬКИН
Свою первую «отвагу» полковой разведчик Иван Надькин получил летом 1941 года за взятого и доставленного в штаб важного языка. В Сталинграде часть, где воевал Иван Михайлович, попала в кольцо. В течение месяца бойцы отражали атаки противника. Боеприпасы добывали у убитых немцев. Хуже было с продовольствием: пшенный концентрат и сухари закончились через несколько дней. Пришлось красноармейцам перейти на подножный корм. Штыками выковыривали из земли на огородах мерзлую картошку, коренья и ели их сырыми.
«Никто уже и не надеялся выбраться живым из этой мясорубки, - вспоминал пензяк. - Командир приказал: последний оставшийся в живых должен уничтожить знамя. Но нам повезло - прорвались свои и буквально вынесли нас из окружения. От истощения передвигаться самостоятельно мы уже не могли».
Из всего полка уцелело 27 солдат. Всех их наградили медалями «За отвагу». А дальше команду доходяг отправили на откорм: истощенных защитников города кормили каждые два часа, но всего лишь парой ложек жидкой каши. Иначе люди могли умереть от заворота кишок. Только спустя неделю медики разрешили красноармейцам пить куриный бульон, потом есть суп. За четыре недели всех привели в норму.
После госпиталя Иван Надькин опять попал в Сталинград да еще и в самое пекло - на развалины завода «Баррикады». Там был ранен еще раз.
На Курской дуге наш земляк воевал в 9-й тяжелой минометной батарее, с нею дошел до Днепра, Прибалтики, Польши, Кенигсберга. А дальше был Берлин.
«В Рейхстаге на стенах солдаты оставляли свои автографы, - вспоминал пензяк. - Не утерпел и я. Написал на колонне «А я из Пензы. Иван Надькин».
В ВОЙСКЕ ПОЛЬСКОМ
17-летнего Володю Андреева на фронт, конечно, не взяли, но уже в июле 1941-го вызвали в военкомат и объявили, что ему предстоит учиться в секретной шифровальной школе под Ульяновском. В городе на Волге новобранцев обмундировали в старенькие не по размеру гимнастерки и галифе, ботинки с обмотками и вылинявшие пилотки.
Недельный курс молодого бойца, присяга, а дальше - напряженная учеба. По окончании школы за назначением Владимиру пришлось ехать в Москву в управление кадров. Там пензяку и объявили, что он прикомандировывается к Войску Польскому. Тогда же молодой лейтенант получил документы на имя поручика Андреевского. Вот так в польской форме пан Вольдемар и прошагал по военным дорогам вплоть до Победы.
ПЕНЗЕНСКИЙ ДВОРЯНИН - ГЕРОЙ ФРАНЦИИ
Потомственного пензенского дворянина Николая Вырубова еще мальчишкой родственники в 1924-м сумели вывезти в Берлин. В Германии его встретил отец и вскоре перевез в Париж. Отец мечтал подготовить сына к банковской службе и поэтому отправил юношу на учебу в престижный Оксфордский университет. Но в дело вмешалась война. «Стало страшно и неуютно, - написал впоследствии Николай Николаевич. - Я попытался было пойти в армию Великобритании и записаться добровольцем, но мне из-за статуса лица без гражданства отказали в праве сражаться с нацизмом».
Только в 1940 году в том же Лондоне наш земляк вступил в движение «Свободная Франция» под псевдонимом де Флери. Кстати, вместе с ним против фашистов сражалось еще 35 000 эмигрантов-россиян. Воевал Вырубов в Африке и Европе, дважды был ранен, но оба раза возвращался в строй. Он стал одним из тех русских, кто заслужил все высшие военные награды Франции.
А еще его имя как кавалера «Креста освобождения» высечено на мраморном барельефе на правом крыле мемориала Инвалидов (героев войн, которые вела Франция). В 1996 году тогдашний президент Пятой республики Жак Ширак наградил пензяка орденом Почетного легиона.
«Вторую мировую войну выиграли все союзники по антигитлеровской коалиции, - отметил в интервью газете «Фигаро» Президент РФ Владимир Путин. - Бок о бок с французами сражались с общим врагом и бежавшие из немецкого плена солдаты Советской армии, и выходцы из русской эмиграции. Среди них Николай Вырубов - кавалер многих военных наград республики».
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 19, 6 мая 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024