Подземные тайны Пензы

Похоже, «МЛ» удалось спасти от уничтожения одну из достопримечательностей Пензы - фонтан в сквере Лермонтова. В прошлом номере мы привели фотофакт - фонтан XIX века засыпали землей, замаскировав под клумбу.

А неравнодушные представители пензенской интеллигенции высказали все, что они думают по этому поводу. Уже через несколько часов после того как 26-й номер «Молодого ленинца» поступил в продажу, чиновники устроили выездное совещание, и фонтан... откопали. Слава Богу! Остается только надеяться, что этот уголок Лермонтовского сквера останется благоустроенным и после того, как завершатся торжества, посвященные 200-летию великого русского поэта.

«С фонтаном в Лермонтовском сквере можно было бы придумать интересную экскурсию, повышающую туристическую привлекательность города. Поскольку под фонтаном располагается старинный вход в подземную Пензу», - предложила в прошлом номере «МЛ» завкафедрой ПГУАС Татьяна Федорова.

Вот об этой таинственной и неизведанной Пензе мы и поговорим сегодня. Подготовим, так сказать, шпаргалку для потенциальных экскурсоводов будущего...

Под сквером лабиринт «В 86-87-х годах СМУ-23 прокладывало водопровод в древней части города - в районе Советской площади и Лермонтовского сквера, - вспоминает исследователь подземных лабиринтов и автор книги «Тайны пензенских подземелий» Владислав Самсонов. — Здесь, в траншее глубиной более двух метров, обнажились четыре склепа аркообразной формы. В одном из них покоились останки бородатого мужчины в позолоченной парчовой одежде.

К сожалению, почти все находки были расхищены. По дошедшим до нас слухам, из склепов пропали парчовое облачение, серебряный крест, старинная книга в кожаном переплете, медная пряжка...»

А недалеко от места захоронения, в нескольких шагах от фонтана, Владислав Самсонов с товарищами отыскали выложенный кирпичом аркообразный тоннель. Ход пролегал в направлении бюста М. Ю. Лермонтова, но через 10 метров оказался непроходимым из-за сильной заиленности.

Слева открылся еще один лабиринт, закончившийся небольшим помещением с кирпичными стенами. Находилось оно как раз под фонтаном! Отсюда скорее всего и управляли его «самотечной» работой.

КЛАД ПУГАЧЕВА

Только ленивый, пожалуй, не слышал легенды о захороненной в подземной Пензе казне Емельяна Пугачева в тысячу пудов серебром. По словам Владислава Самсонова, речь идет о подземельях, связывающих Троицкий женский монастырь и остров Пески.

«Хотя, по-моему, история эта лишена элементарной логики, - считает краевед. - Разбитое правительственными войсками воинство Емельяна Ивановича как никогда нуждалось в средствах, чтобы поддержать слабеющую боеспособность. Не случайно повстанцы изъяли на свои нужды из воеводской казны одних монет на 13 000 рублей».

Но до сих пор умы кладоискателей будоражит предание о бесхозных сокровищах атамана-бунтаря. По их версии, именно отступление и заставило Пугачева припрятать серебро про запас. Тем паче что многие ходы под Пензой старожилы именовали не иначе как пугачевскими.

Есть и другая сторона этой медали - в подземных ходах «зажиточные горожане спасались от беспощадного бунтарского воинства, вошедшего в Пензу во главе со своим грозным предводителем в августе 1774 года».

И тем не менее, а существовал ли в городе тоннель, ведший из центра на остров Пески и далее в Ахуны? Автору книги удалось собрать свидетельства нескольких пензяков, путешествовавших по этому лабиринту. В 1920-е годы С. Мещенков с товарищами прошел по подземному ходу, проложенному под дном Суры почти два километра.

Вход в подземелье находился на пересечении нынешних улиц Кирова и Замойского, а выбралась ребятня на свет Божий уже у Казанской церкви на Песках. Катакомбы тянулись и дальше — к Ахунам, но мальчишки побоялись встречи с бандитами (коих в ту пору насчитывалось немало), скрывавшимися в подземельях.

В 1934 году по лабиринту, ведущему от кафедрального собора на остров, прошла В. Писарева, которая рассказывала о подземных склепах. Спустя еще два года в тоннель через провал в развалинах собора на Советской площади вместе с друзьями проник А. Владыкин.

«Начинался ход на глубине трех метров, — читаем в книге Владислава Самсонова. — Аркообразная, выложенная кирпичом галерея уходила в сторону улицы Московской. Высота свода достигала двух метров, ширина — около метра. В галерее шло ответвление вправо — в сторону Никольской церкви, куда и свернули путешественники.

Слева их взорам предстали три или четыре проема овальной формы. Они были закрыты решетчатыми металлическими дверями, на которых висели массивные замки. Посветив фонариками, ребята увидели за дверями прямоугольные каменные плиты в глубоких нишах».

Такие же сооружения — гробницы монахов — имеются в Киево-Печерской лавре. Немало тайн хранит возрожденная обитель — Троицкий женский монастырь. Вот что рассказал Владиславу Самсонову пензяк Александр Калыгин: «На территории монастыря жили мои друзья. Однажды мы увидели провал у колонки... и спустились в него с китайскими фонариками. Очутились в подземном ходе, выложенном из бревен. Ход был узкий (80-90 см шириной) и невысокий (высотой около 1 м 70 см).

Сквозь стены и потолок просачивалась вода. Идти было страшновато. Всюду попадались черепа, кости, монеты. Вылезли мы на крутом берегу Суры возле Казанского моста из бетонной трубы. Назад идти побоялись».

Старики, что проживали на бывшей монастырской территории, упоминали, будто в одном из тоннелей есть родник с чистейшей водой и расположенные под храмами склепы с монашескими захоронениями. Кстати, в ходе реставрации обители автору этой статьи довелось увидеть некоторые из них собственными глазами. Это были останки здешних игумений.

«Живет среди пензяков и предание о подземном ходе, соединявшем когда-то Троицкий женский монастырь с архиерейским домом, — продолжает Владислав Юрьевич. — Будто бы по нему, неведомому широкому люду, для решения срочных дел и ходили к правящему архиерею настоятельницы».

В 1986-м поисковикам удалось обследовать резиденцию пензенских архиереев (сейчас она уже отреставрирована на Соборной площади). На глубине полутора метров лопаты уткнулись во что-то твердое — аркообразный кирпичный свод. Исследователи ломом пробили дыру и увидели подземный лабиринт.

«Луч фонаря высветил тоннель шириной около двух метров, высоту определить было сложно — полтоннеля затянуло илом и затопило паводковыми водами, - пишет Владислав Самсонов.

- Пришлось облачаться в гидрокостюмы. С одной стороны ход, уходящий под стену в направлении Никольской церкви, был основательно завален битым кирпичом и песком. Мы направились в противоположную.

На потолке пестрели куски старинной штукатурки. На дне шахты мы нашли осколки старинных бутылок. Метров через 12 от лаза уже за пределами здания путь преградила... решетчатая дверь, за которой виднелся завал из кирпичей. Решетку выпилили, но завал разгрести не удалось — слишком велика была опасность обрушения свода».

По мнению Владислава Юрьевича, лабиринт соединял дом с Крестьянским земельным банком (сейчас картинная галерея) и Никольской церковью.

А еще верующие не раз подмечали, как владыка непонятным образом, не появившись на улице, вдруг выходил из кованых ворот под постаментом памятника Александру II (памятник так и не установили, а постамент — это ныне кафе «Грот»).

Между прочим, любимый многими студентами преподаватель пединститута Виталий Иванович Лебедев в 1950-е годы проходил по этому тоннелю и не раз водил по нему своих товарищей. Как исчезла эта часть подземного лабиринта, история умалчивает.

Весь центр стоит на тоннелях.

«Примерно в середине 1978 года мы искали помещение для оперативного комсомольского отряда, — оставил воспоминания Анатолий Тесленок. — Однажды услышали разговор, что на Советской площади при ремонте колодца был найден вход в какой-то подвал. Побежали туда. Между зданием облсовпрофа и комендатурой (Архиерейский дом) увидели странное углубление. Спустились и прошли по подземному входу около 600 метров.

Вышли в районе военного госпиталя. Высота хода примерно 2,5 метра, ширина — метра 1,5. Основная часть хода была выложена кирпичом. Ход имел ответвления».

Несведущим напомним, что в здании, где ныне находится госпиталь, ранее размещалась духовная семинария. Позже она располагалась на улице Дворянской (теперь Красной). Корпуса семинарии, общежития, ректорского дома и домов священников соединялись между собой подземными переходами, кои в свою очередь выводили к подземной галерее под улицей Красной и уходили к сети лабиринтов, существующих и поныне под историческим центром города.

Неутомимому Владиславу Самсонову довелось видеть переходы под политехом при строительстве корпуса № 8 и разговаривать с людьми, «ходившими по подземным ходам под улицами города до краеведческого музея и Губернаторского дома».

Еще один подземный ход — на пересечении улиц Славы и Кирова — неожиданно обнаружился в годы Великой Отечественной войны. Мальчишки, среди которых был и Ю. Родионов, нырнули в образовавшийся провал и прошли метров 100 в сторону улицы Московской, а затем примерно столько же в противоположную сторону — к Суре.

«Когда в 1988-м реставрировали ателье «Силуэт» (ныне торговый дом «Империя»), в подвале мы обратили внимание на чрезмерно широкую стену, — вспоминает Владислав Самсонов. — Небольшая пробоина в стене подтвердила наши предположения — луч фонарика высветил кирпичный свод.

Расширив пробоину, мы проникли в подземную галерею, пол которой находился ниже подвала на полметра. Хотя о высоте судить было сложно, поскольку низ был затянут песком, занесенным талыми водами.

Ход пролегал в сторону улицы Пушкина и к улице Славы». Но ни в одном из двух направлений продвинуться вперед не представлялось возможным из-за сильных завалов.

ПОТАЙНОЙ АРХИВ

На улице Ключевского около дома № 53 родники подточили и обрушили обложенную кирпичом скрытую магистраль, тянувшуюся со стороны улицы Дворянской. В парке имени В. Г. Белинского краеведы проводили раскопки вокруг хорошо сохранившейся вентиляционной трубы.

«В годы войны там, на территории, примыкавшей к ботаническому саду, существовала автономная подземная система, по некоторым данным, служившая потайным архивом на период военного лихолетья, — уверен мой собеседник. — По окончании войны ее взорвали, и мы увидели лишь жалкие остатки деревянных стен и свода».

А сколько их еще — Бог весть! На улице Калинина и на Тропе здоровья за родником «Самовар», под бывшим польским костелом на улице Володарского, в нижней части города, где располагалось несколько храмов, под зданиями старых пензенских вокзалов.

Отдельная тема — бомбоубежища, которые выстроили почти под всеми сталинскими домами. Говорят, будто и они соединены в единую систему.

А уж самые отчаянные мечтатели уверяют, что под зданием нынешнего областного правительства есть целая подземная ветка, уходящая куда-то за город. Дух захватывает! Разве не интересно было бы узнать обо всем этом туристам?

P. S. Не только Пенза может удивить своей подземной историей. В губернии есть Виргинские пещеры, подземный монастырь в Наровчате, нижнеломовские лазы и бековские галереи.

Потайные галереи не редкость и для сельских храмов и барских усадеб, коих на нашей земле не счесть. Подробнее о них мы расскажем в очередных номерах «МЛ». Не пропустите, будет интересно!

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 27, 1 июля 2014 г.

5 июля 2014, 14:34

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024