Подземные ходы - вечная тема для исследователей и людей пишущих. Недавно вышло в свет третье, значительно переработанное и дополненное издание книги нашего коллеги, журналиста и писателя Владислава Самсонова «Тайны пензенских подземелий». О новом издании уже была публикация в «Нашей Пензе» («Тайны с продолжением», № 8 от 20 февраля 2019 г.).
Книга вызвала отклики неравнодушных читателей. Особый интерес представляют воспоминания жителей Пензы о подземных лабиринтах. Они и послужили основой для этой статьи, подготовленной автором книги.
ХОР ИЗ «НИОТКУДА»
Из старого здания Спасского кафедрального собора, варварски уничтоженного богоборцами в 30-е годы прошлого столетия, «нити» подземных ходов тянулись сразу в нескольких направлениях: к губернаторскому и архиерейскому домам, в сторону острова Пески, к Никольской церкви и далее - к Троицкому монастырю.
В разные периоды по этим невидимым для глаз простого обывателя «тропам» проходили многие жители Пензы. Их увлекательные, наполненные удивительными подробностями рассказы опубликованы в предыдущих изданиях.
Все рассказчики - старожилы, ветераны, уважаемые люди. Записанные в разные годы сведения совпадают до мельчайших деталей. Поэтому не доверять этим сообщениям нельзя.
В апреле 1960 года в «Пензенской правде» была опубликована статья К. А. Казанцева о подземном ходе, случайно обнаруженном при установке водозаборной колонки на углу улиц Кирова и Карла Маркса. Проживавшая рядом в частном доме Ольга Петровна Глухарева прошла по подземному тоннелю, выложенному из толстых бревен, с железнодорожным фонарем.
Двадцать лет спустя она подтвердила научным сотрудникам областного краеведческого музея факт необычного путешествия: «Было немного не по себе, но чрезвычайно интересно. Одно ответвление подземного хода тянулось в сторону Троицкого монастыря, второе - на юго-запад, к Советской площади. На всем протяжении пути чувствовалась отличная вентиляция воздуха».
И вот новое подтверждение существования подземного тоннеля между Троицким женским монастырем и Спасским собором. Пензенский старожил Олег Михайлович Маринин под впечатлением прочитанной книги вспоминает: «В детстве и юности я много слышал о тайных ходах от своей бабушки Варвары Николаевны и ее дочери (моей тети) Александры Федоровны Марининых, живших через 2 или 3 дома от магазина «Будылин» на Московской.
В Спасский кафедральный собор они ходили во время религиозных праздников. Тетя Шура с особым восторгом отзывалась о прекрасном церковном хоре монахинь, отличавшемся хорошими голосами и прекрасной слаженностью. Одеты они были в длинные черные платья, отделанные внизу белым материалом, обуты в легкие летние башмаки. Появлялись монахини неожиданно из боковых входов за несколько минут до службы.
Группа насчитывала человек 30 - 50. Зачарованные прихожане мучились над загадкой: как такое большое количество певчих всякий раз приходило и уходило из собора, так и не появившись на городских улицах? К тому же даже в ненастье облачение на них было легким и сухим. Тетя Шура объяснила эти приходы и уходы огромного хора из «ниоткуда» и в «никуда» просто: монахини пользовались тайным подземных ходом, соединявшим собор с женским монастырем».
СЕКРЕТЫ СТАРОГО ПОСТАМЕНТА
Неподалеку от Соборной (бывшей Советской) площади возвышается каменное сооружение в виде усеченной пирамиды со смотровой площадкой в верхней части и массивной металлической дверью по центру. Это постамент памятника императору Александру Второму. Его построили в 1892 году, а вот памятник убитому террористом самодержцу так и не возвели - в казне не хватило средств.
Детство автора этой статьи проходило в верхней части Московской, поэтому еще мальчишкой я слышал рассказы старожилов о подземном ходе, якобы пролегающем где-то под постаментом. Позже нашлись горожане, которым довелось путешествовать по тоннелю до архиерейского дома.
Но, как выяснилось, было и другое ответвление - в сторону Никольской церкви, стоявшей когда-то на месте здания кинотеатра «Родина»…
…В информационно-выставочный центр (музей) Пензенского госуниверситета я принес только-только вышедшее в свет третье издание «Тайн пензенских подземелий» - хотел сделать подарок родному вузу. И совсем не ожидал ответных сюрпризов - ими стали воспоминания заместителя директора центра Елены Васильевны Рябенко. Вот одно из них.
- В довоенные годы мой отец Василий Трофимович Рябенко, 1922 года рождения, учился в Пензенском педагогическом училище (специальность «История»).
Спецпредмет в его группе читал некто Логинов. Он был участником подавления белочешского восстания в Пензе, коммунистом со стажем. Бессменной кожаной курткой и длинными волосами преподаватель напоминал Антонова-Овсеенко.
Со своими учениками Логинов часто ходил по местам боев, много рассказывал об истории города. Именно от него мой отец впервые услышал о подземных ходах. Логинов обещал подросткам: «Мы как-нибудь туда сходим», но не успел этого сделать - его перевели на другую работу.
В середине 1938 года три приятеля: Саша Долгунов, впоследствии погибший на фронте, и два Васи - Новиков и Рябенко - решили сами исследовать подземные ходы под Пензой. Вход туда, как им было известно, находился под постаментом на углу улиц К. Маркса и Московской. В конце 30-х годов там была керосиновая лавка.
Лавочник долго не хотел давать мальчишкам ключи, так как ему запретила милиция, «чтобы воры не создали в подземелье притонов и складов краденого». Но четверть водки заставила нарушить строгие правила. Он посоветовал ребятам подготовиться - купить шпагат, свечи, спички: «А то не вернетесь».
Подростки так и сделали: купили два мотка конопляного шпагата, пять больших стеариновых свечей и спички. Вход в подземелье находился в самой лавке за деревянной дверью, запертой на замок и закрытой деревянной же решеткой. Вася Новиков остался наверху, держа в руке конец шпагата, а Саша и мой отец вошли в подземный ход. Он был узкий, чуть шире полуметра, низкий, так что идти пришлось полусогнувшись.
Мой отец был высоким (его рост 178 см), а тогда, видимо, около 170. Шли ребята на некотором расстоянии друг от друга, время от времени меняясь местами. Внутри подземного хода было сухо, но очень много паутины.
Стены выложены бревнами, видимо, дубовыми. Бревна положены друг на друга горизонтально и подпираются вертикально установленными креплениями. Сами дубовые стволы распилены пополам по длине и обращены распилом наружу. Под ногами - предположительно, как сказал отец, утрамбованная земля. «Но точно не помню», - признался он.
Путешественникам было не по себе: к лицу липла паутина, а из головы не выходила мысль о многометровой толще земли и крепях, которым не одна сотня лет. Дважды им встретились завалы из обрушенных бревен. Они разобрали один, но метрах в 5-7 находился второй. За ним ход раздваивался (!).
Компаса у исследователей не было, но отец считал, что они шли в направлении Никольской церкви (нынешнего здания кинотеатра «Родина») и ниже, а ответвление тянулось налево к зданию, где теперь располагается Литературный музей. Ребята не стали сворачивать и прошли еще немного, а затем решили вернуться.
«Выход был, - предположил отец, - где-то за зданием библиотеки имени Лермонтова». В крепостном валу долго сохранялась дверь (Известный пензенский археолог М. М. Полесских видел этот вход в 50-е годы прошлого столетия. - Прим. автора).
«Мы прошли примерно метров тридцать от места, где теперь здание кинотеатра, - вспоминал отец. - Когда вернулись, у нас оставались три целых свечи и два небольших огарка. Свечи в туннеле не гасли, следовательно, была тяга, хотя мы этого не чувствовали. Наша одежда была очень пыльной, вся в паутине. Продавец керосиновой лавки взял с нас слово молчать».
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ «ПЕРЕХОДЫ»
После такого завораживающего рассказа Елены Васильевны Рябенко о необычном путешествии своего отца меня ждал еще один сюрприз - собеседница показала цветные фотоснимки подземного тоннеля на нулевом этаже 1-го корпуса ПГУ.
16 октября 2018 года там велись вскрышные работы, и был обнаружен подземный тоннель. Высота его не превышала 70-80 сантиметров, но на снимках видно, что дно затянуто нанесенным грунтом. Виновником этого уменьшения высоты хода обычно становятся просочившиеся паводковые воды.
С таким явлением исследователи клуба «Лабиринт» сталкивались неоднократно. Частично затянут илом оказался ход, проходящий под Архиерейским домом и не имеющий выхода туда, почти полностью заилен тоннель, пролегающий из комнаты под старинным фонтаном в сквере им. Лермонтова в сторону памятника поэта, и т. д.
Директор института непрерывного образования ПГУ археолог Г. Н. Белорыбкин произвел съемку объекта. Геннадий Николаевич считает, что подобные тоннели делались для проветривания построек.
А я вспомнил свои беседы с бывшим помощником ректора вуза В. Г. Пащенко, которого интересовала тема подземных ходов.
В своей книге, посвященной 50-летию ПГУ, он пишет про подземные лабиринты под улицей Красной и старинными зданиями университета, где когда-то размещалась духовная семинария. Привожу дословную выдержку из этой книги: «Следует отметить, что здания семинарии, общежития, ректорского дома и дома служителей соединялись между собой тайными подземными переходами, проходившими на глубине 3-5 метров.
Эти переходы соединялись с подземной галереей, проходящей под улицей Красной и в свою очередь соединявшейся с сетью подземных тоннелей, находящихся и поныне под историческим центром города.
Автору удалось лично видеть эти подземные переходы при строительстве учебного корпуса № 8 и разговаривать с людьми, ходившими из дома для служителей по подземным ходам под улицами города до музея и бывшего Губернаторского дома. К сожалению, планы этих подземных переходов найти не удалось, а входы в них на территории института не сохранились».
Вспомнил я и рассказ Владимира Георгиевича о подземном ходе под первым корпусом, который он предлагал исследовать. Ход якобы тянулся в сторону улицы Красной. Рассказчик знал о расположенном в левом крыле первого корпуса люке, закрывающем подземелье. Увы, В. Г. Пащенко вскоре скончался, и наше исследование не состоялось.
Владислав Самсонов
«Наша Пенза», № 24, 12 июня 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024