В 2010 году актриса Марина Михайлова оставила Пензенский драматический и основала свой коллектив - «Театр на обочине». И о нем сразу же заговорили.
Причем сказать, что постановки театра всех приводят в восторг, было бы преувеличением. Попадаются зрители, которых творчество самобытного коллектива приводит в недоумение. Как бы там ни было, увиденное никого не оставляет равнодушным. В мае «Театр на обочине» будет отмечать свой пятилетний юбилей. Чем не повод встретиться с его режиссером Мариной Михайловой?
- Марина, чем будете удивлять зрителя в связи с круглой датой?
- У нас готовятся две бомбы, но, какая из них взорвется, мы еще сами не знаем. Планируем спектакль под рабочим названием «Класс-концерт». Это не концерт, как можно подумать, исходя из названия, а спектакль. Участвовать в нем будут ученики школы «Театра на обочине».
- Теперь у театра есть и своя школа?
- В прошлом году мы наконец реализовали нашу заветную мечту, создали при театре актерскую школу. В ней три возрастные группы - от 7 до 17 лет. Преподают в школе наши актеры. Причем это не благотворительный проект. Школа платная, мы даем ученикам конкретные навыки. Обучаем детей техническим приемам, знать которые в актерской профессии необходимо. У нас очень сильная старшая группа, вполне может получиться так, что кто-то из ребят свяжет с театром всю свою жизнь.
Система непрерывного обучения - основа нашего театра. Это касается и актеров основного состава. Один из них позволил себе две недели не ходить на тренинги, и вчера по этому поводу у меня был с ним скандал. Человек сам себе гадит, просто вылетит из всех проектов, в которых был занят!
Для справки: каждый актер «Театра на обочине» проходит непрерывный тренинг по трем направлениям: актерское мастерство, сценическая речь, йога.
- А сколько сейчас актеров в труппе «Театра на обочине»?
- Учитывая, что я не только режиссер, но и сама играю на сцене, то всего получается 13 человек. Такая вот чертова дюжина. И две трети из них парни, то есть у нас дефицит девочек. Поэтому мы регулярно устраиваем кастинги.
Но и перспективные юноши нам пригодятся. Вот только, даже если ты талантлив, как Смоктуновский, изволь выполнять наши условия. А то недавно заявился к нам на кастинг вылитый Дмитрий Дюжев, фактурный, брутальный, все при нем... Но заявил, что у него только два свободных вечера в неделю, когда он сможет посещать тренинги и репетиции.
Пришлось сказать: «До свидания!». У нас здесь не проходной двор: захотел - пришел, захотел - не пришел. Актеры за свой труд получают хоть и небольшую, но зарплату.
- Получается, что ваши актеры попадают в театр практически с улицы!
- По большей части так и есть. К сожалению, в Пензе нет учебных заведений, готовящих актеров для театра. Вы скажете, а как же колледж культуры и искусств, где есть актерская специальность?! А толку? За 10 лет колледж выдал только двух человек, которые сумели трудоустроиться в драматический театр. Марина Матвевнина в пензенский, а один мальчик уехал в Белгород.
Да и не можем мы особенно раздувать штат. Поэтому приходится использовать нашу чертову дюжину по максимуму. Один актер должен уметь сыграть и героя-любовника, и пенсионера, и даже длинноногую красотку. Причем иногда перевоплощаться в каждого из них приходится по ходу одной пьесы.
- Некоторые небольшие театры для заманивания публики используют прием с обнаженной, хотя бы частично, натурой...
- Мы не пуритане, вполне можем продемонстрировать публике выдающиеся достоинства наших актрис. Вот только это должно быть к месту и красиво.
Я в таких случаях вспоминаю спектакль «Звезды на утреннем небе», поставленный еще в перестройку, но до сих пор идущий в театре «Современник». Пьеса о московских проститутках, на время Олимпиады-80 высланных за МКАД. Там играют актрисы разных возрастов. И по ходу спектакля на какое-то мгновение все они обнажаются.
Подразумевается, что при этом они еще обнажают и свою душу. Все это выглядит так эстетично! Женщина остается сексуальной в любом возрасте! Помню, я даже плакала в тот момент.
- На каких площадках вы работаете?
- В основном в молодежном центре «Юность» на улице Карпинского. Для нас не принципиально, где находится сцена, в своих постановках мы уходим от массивных декораций и пышных костюмов.
Наш творческий метод называют фантастическим реализмом. Мы активно используем мультимедийные проекции, условные декорации, нестандартно размещаем зрителей и сцену в зале.
- Как же так! Раньше спектакль без декораций выглядел насмешкой над зрителями!
- Теперь не каждый театр имеет для этого соответствующие финансовые возможности. На одной из постановок «Вишневого сада» я смотрела на корову на колесиках и двух фанерных кур, а сама вспоминала поездку на театральный фестиваль в Германию.
Там принято, что, если у тебя на сцене присутствуют животные, они должны быть живыми, а не картонными. И в одном из спектаклей по сцене то и дело прогуливались пять лошадей. А одна встала к зрительному залу задом и наваляла кучу. Триумф натурализма!
- О магии театра известно давно. У вас сцена мистические настроения вызывает?
- Что-то необычное то и дело происходит. Например, я ставлю спектакль, а затем в моей жизни случается нечто, повторяющее сюжетные линии пьесы...
Кстати, прямо во время спектакля мы умудряемся проводить сеанс психотерапии. В постановке «Корабль дураков» есть сцена «Сад сновидений», где мы играем наши сны. Недаром говорят, что свои страхи нужно кому-то рассказать, и они перестанут тебя мучить. А мы свои страхи показываем зрителю.
- Ваша ближайшая премьера?
- 14 февраля в МЦ «Юность» мы представим интерактивную сказку «Тайна ледяной звезды» по пьесе Ирины Токмаковой. Это хип-хоповская история, рассчитанная на современных детей. Причем смотреть спектакль сидя у них не получится: ребятам придется активно помогать героям!
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 5, 17 февраля 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024