Пензяк мечтает создать коммуну в селе Вышелей

В селе Вышелей Городищенского района Сергея Шмелева знает любой. Поэтому и нам не составило труда найти этот дом с покосившимся крыльцом, которое от окончательного падения удерживает толстая жердина.

Хозяин встречает нас на пороге, приглашает зайти в дом, ставит чайник, а из печки достает печеную тыкву - такую нежную и сладкую, что ее можно спутать с дыней. Под ногами весело скачет щенок, который вполне мирно уживается с несколькими кошками и котятами.

На стене - карта мира. Сергей говорит, что была как-то мысль пометить флажками места, где довелось побывать, но затем эту идею он забраковал. Мол, нескромно это будет выглядеть...

В Вышелее Сергей появился три года назад - решил сменить городской сумбур на тихую и размеренную сельскую жизнь. Таких, как Шмелев, сейчас модно называть дауншифтерами, то есть как бы «опростившимися» по примеру Льва Толстого людьми.

В свою городскую квартиру наш герой пустил квартирантов, а сам отправился в настоящую глушь, где даже сотовая связь требует дополнительных усилий. Чтобы позвонить по мобильному, приходится использовать дуршлаг, проложенный фольгой для усиления сигнала.

Сначала Сергей купил домик с участком, затем еще один участок. Огород засеял овощами, завел птицу, козла Степашку и козу Песню. Кстати, к весне у козочки ожидается потомство и первое молоко.

«Я родился в Пензе, - рассказывает Шмелев, - окончил 6-ю гимназию и факультет психологии. Еще в школе увлекся путешествиями автостопом, родители это приняли как неизбежность.

Понемногу география путешествий расширялась, в итоге я добрался даже до Дальнего Востока. Помню, как в Находке, чтобы заработать на еду, две ночи вместе с маргинальной публикой разгружал фуры с китайскими овощами. А в другой раз человек, который согласился меня подвезти, попросил помочь погрузить в машину железо. Как потом выяснилось, оно оказалось ворованным. Не успела машина с железом уехать, как с облавой нагрянула полиция. Все разбежались, а я решил - будь что будет. В итоге в участке меня обыскали, проверили документы и отпустили восвояси».

Открывая для себя новые горизонты, Сергей отправился по шенгенской визе в Европу. На этот раз с духовым музыкальным инструментом, разучив десяток мелодий, чтобы как-то соответствовать образу уличного музыканта. Проехал Литву, Польшу, Австрию, Чехию, Германию, Францию, Италию, Испанию и Португалию. Где-то задерживался на месяц, а где-то всего на день. Случались и попутчики, вернее попутчицы. Где-то месяц путешествовал в компании с девушкой из Башкирии. А в Португалии познакомился с австралийкой - парой они катались по стране больше недели.

«В Европе процесс путешествия автостопом систематизирован, - рассказывает пензяк. - Главное - проинформировать о своих планах заранее «Международное сообщество гостеприимства», и можно рассчитывать на ночлег и ужин.

Впрочем, по большей части таким, как я, путешественникам приходится искать ночлег самостоятельно. Помню, как во Франции холодным осенним вечером забрел на заправочный комплекс и в столовой увидел детский домик из пластика, размером чуть больше конуры. Прикинул, что я и сам небольших габаритов, почему бы не переночевать в этом кукольном дворце. В общем, незаметно забрался в эту коробку и провел там ночь. А утром, когда столовую снова открыли, так же незаметно выбрался наружу».

Покатавшись по Европе, пензяк решил махнуть… в Африку. Начал с Марокко и Мавритании, а затем почти на год осел в Сенегале. По словам путешественника, если в Европе профессиональные уличные музыканты зарабатывают куда больше любителей, то в Африке тебе платят только за то, что ты вышел на площадь и что-то играешь.

«Люди в Африке - особенно в Сенегале - замечательные, мелькала даже мысль, не остаться ли там жить и дальше на нелегальном положении, - улыбается Сергей Шмелев. - Но все это время родная земля тянула обратно, и я вернулся на родину.

С год прожил в Пензе и понял, что в городе слишком тесно, пыльно и скучно. Потому и выбрал Вышелей, подальше от суеты. Хотя Интернет все-таки провел, чтобы общаться с ребятами из сообщества «Академия вольных путешествий». Прошлый Новый год у меня встречали 50 человек, причем не было выпито ни капли спиртного!»

Пока пьем чай с душицей и зверобоем, появляются гости - двое подростков. Оказалось, местная детвора частенько заходит к Сергею за очередной порцией рассказов про путешествия или сыграть в шахматы. К тому же он чуть ли не единственный в селе, у кого есть Интернет. Ребята всегда и по хозяйству помогут, и компанию составят в походах за грибами и ягодами.

«К земле я приучен с детства: в 90-е с родителями держали дачу, она нас тогда и спасла от голода, - говорит Шмелев. - У меня все растет, даже арбузы и дыни в прошлом году сажал. Правда, из-за дождливого лета они не дозрели, но теперь я знаю, как правильно высаживать экзотические для здешних мест бахчевые.

А вообще, я поставил перед собой цель: производить натуральные продукты питания. На своей земле все выращиваю без химии, экологически чистое и полезное. Использую экономичный и действенный капельный полив. Собираю иван-чай, в следующем году начну, наверное, его ферментировать и продавать через Интернет. Есть в планах и пчеловодство.

И хочется, чтобы путешественники почаще сюда наведывались, здесь места всем хватит, можно даже раскинуть палаточный городок. В идеале можно организовать настоящую коммуну, чтобы жить на просторе и трудиться на земле одной большой дружной семьей».

СПРАВКА «МЛ»

Самое простое определение термина «дауншифтинг» - сознательное движение вниз по карьерной лестнице. С английского на русский слово это обычно переводится как «сдвиг вниз», однако куда точнее и поэтичнее звучит другой перевод - «добровольная простота».

Это явление порой сравнивают с движением хиппи, однако сходства между ними почти нет. У дауншифтеров нет ни особых пристрастий в одежде, ни гимнов, ни кодексов - от общепринятых ценностей ради личных интересов отказываются самые разные люди по всему миру.

Принято считать, что первым в нашей стране добровольно опростился Лев Толстой - он отказался от титула и привилегий своего происхождения и предпочел столичной суете деревенскую глушь.

Яков Белкин

«Молодой ленинец», № 46, 15 ноября 2016 г.

21 ноября 2016, 13:29

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024