Несколько лет назад у родившихся раньше срока малышей весом меньше килограмма практически не было шансов на спасение. Но сегодня благодаря новейшим достижениям медицины врачам удается выхаживать даже 500-граммовых младенцев! О настоящих чудесах, которые происходят в детской областной больнице им. Н. Ф. Филатова, «МЛ» рассказали доктора и родители недоношенных малюток.
ИНКУБАТОР ВМЕСТО УТРОБЫ МАТЕРИ
Алла Митрофанова, заведующая отделением № 3 патологии новорожденных и недоношенных детей, работает в медицине уже 40 лет. Она стала одной из первых спасать пензенских дюймовочек и мальчиков-с-пальчик.
«На стандарт Всемирной организации здравоохранения мы перешли в 2012 году, - рассказывает Алла Владимировна. - До этого новорожденный, появившийся на свет на 22-й неделе с экстремально низкой массой тела, считался плодом.
Но теперь ситуация кардинально изменилась, 500-граммовые малыши считаются полноценными детьми, и их удается вполне успешно выходить. Во многом благодаря современному оборудованию. С его помощью мы можем отслеживать пульс ребенка, давление, насыщение крови кислородом и оказывать необходимую именно в данный момент помощь».
В зависимости от веса врачи делят недоношенных малышей на три подгруппы: дети с низким весом (1,5—2,5 кг), дети с очень низким весом (1–1,5 кг) и малыши с экстремально низким весом (менее 1 кг).
Младенцы, которые весят килограмм и меньше, не умеют дышать, видеть, а их тело не вырабатывает необходимое тепло - без специальных дорогостоящих препаратов и инкубатора таким малюткам не выжить. Поэтому для них важно создать условия, схожие с утробой матери: в роддоме малюток сразу заворачивают в специальный пластиковый пакет и кладут в инкубаторы, температура в которых должна быть 36 градусов.
Кроме того, кювезы накрывают пеленками-занавесками - малыши нуждаются в ограничении шума и света. Дальше подход к каждому ребенку индивидуальный - все зависит от его массы тела и роста.
Но, как известно, даже ультрасовременная техника без ценных кадров - ничто. Поэтому на работу в это отделение отбирают только многоопытных специалистов с большим стажем. К примеру, далеко не каждый врач сможет без необходимой сноровки сделать инъекцию в вену размером с человеческий волос!
В отделении трудятся врач-неонатолог, врач-невролог, врач-офтальмолог, медсестры. Есть свой рентгеновский кабинет и переносной рентген-аппарат.
«Для нас главное, чтобы малыши не только выжили, но и были здоровыми, - подчеркивает Алла Митрофанова. - Порой стараемся сделать даже невозможное, чтобы преодолеть вместе с родителями два, три, четыре месяца серьезных испытаний.
В основном недоношенным малышам трудно наладить самостоятельное дыхание. А также важно сохранить им зрение - у таких крохотных младенцев не закончено формирование сетчатки, она еще только начинает прорастать сосудами, и есть угроза отслоения. При необходимости после четырех недель проводится хирургическое вмешательство. Раньше ребятишек приходилось отправлять в Калугу, но уже три года такие сложные операции делают в Пензе».
После того как малыши научатся самостоятельно дышать, их переводят в палату интенсивной терапии, где основная задача - набрать вес. Кормят недоношенных младенцев каждые три часа без ночного перерыва. И если никаких других болезней, угрожающих жизни, не обнаружится, то они отправляются на выписку.
«Часто нашими пациентами становятся двойняшки и тройняшки, а однажды в моей практике была даже четверня! - рассказывает заведующая отделением. - На всю жизнь запомнила, как над ними корпели... К счастью, все получилось, в этом году ребятишки пошли в первый класс - они вполне здоровенькие и крепкие детки».
НЕ ПРОФЕССИЯ, А ПРИЗВАНИЕ
Сейчас в корпусе раннего детства выхаживают 30 преждевременно рожденных малюток. Самый маленький из них весит всего 750 граммов. Все находятся под постоянным наблюдением докторов.
«Для выхаживания глубоко недоношенных детей требуется много сил, поэтому, конечно, и душой к ним прикипаешь, - признается врач-неонатолог Ирина Немоляева. - Любой мало-мальский прогресс приносит непередаваемое удовлетворение - прибавят в весе 10—12 граммов или начинают есть самостоятельно, а не через зонд, и мы вместе с мамами искренне радуемся.
Даже после выписки родители стараются поддерживать с нами связь, держат в курсе того, как развиваются дети, присылают фотографии».
Ирина Немоляева вспомнила, как выхаживала малышку весом 850 граммов. Родители у нее были возрастные, обоим под 40 лет. Это был их второй ребенок, очень желанный. Старший на тот момент оканчивал 11-й класс.
Преждевременные роды случились внезапно, крошка долго лежала в реанимации. Тем не менее все закончилось благополучно, сейчас девочке 10 лет - она красавица, в школе учится на отлично, хорошо развита.
Но был в практике медика и другой случай - у маловесного малыша выявили синдром Дауна, да еще и порок сердца. Для родителей такой диагноз стал ударом, но от ребенка они не отказались. В месяц кроху прооперировали в кардиоцентре. Сейчас девочка неплохо развивается для своего уровня, любит рисовать.
Помнят в отделении и 650-граммовую девочку. Ходить она начала только в полтора года, зато в два уже читала стихи и бегала наперегонки с малышами постарше.
Большую часть времени с малютками проводят медсестры - они кормят их, пеленают, берут анализы. «Понимания происходящего у крохотулек до килограмма, как правило, еще нет, но есть рефлексы - сосочку подносишь - начинают причмокивать, по щечке гладишь - ротик открывают, - рассказывает медицинская сестра с 40-летним стажем Ольга Наврузова. - Для них очень важны прикосновения, раскапризничаются, например, из-за болей в животике, погладишь - сразу успокаиваются, чувствуют, что не одни.
А вообще мы стараемся для детей создать домашнюю обстановку - поем колыбельные, чтобы не плакали, общаемся с ними!»
ЛАСТОЧКА, ПОДАРИ НАМ СЧАСТЬЕ!
Медики знают - процесс выздоровления ускоряют материнская ласка и уход, поэтому детей как можно скорее стараются перевести в палату к мамам. При совместном пребывании матери с ребенком дети быстрее прибавляют в весе, меньше болеют. А пока такой возможности нет, разрешают женщинам навещать детей в инкубаторах и сцеживать для них грудное молоко. Приходят проведать детишек и отцы, им тоже не терпится увидеть свое чадо.
Мамы признаются, что очень любят петь сыновьям и дочкам песенки. Обязательно рассказывают им, как прошел день, что нового случилось в жизни там, за окном, пока малыш лежит в кювезе, обмотанный проводками.
Своей историей с читателями «МЛ» согласилась поделиться 36-летняя многодетная мать из Каменки, готовящаяся с дочкой к выписке.
«Это мой четвертый ребенок, - рассказывает Ольга, укачивая малютку. - Старшеньким уже 5, 8 и 17 лет, все родились в срок. Мы и не думали, что еще дети будут, но раз так получилось, решили родить.
Беременность протекала тяжело. Ранним утром 17 сентября на 37 неделе у меня ни с того ни с сего отошли воды. Мы были напуганы, муж сразу вызвал скорую. Дочка появилась на свет весом 1 кг 950 граммов. На реанимобиле малышку отвезли в Пензу, а я приехала к ней через 10 дней, сразу после выписки. Сколько за это время было выплакано слез! Но когда взяла свою крошку на руки, все страхи ушли. Словами не передать моей благодарности врачам! Уверена, что теперь все будет хорошо!»
А 34-летняя Юлия оказывается в этом отделении уже не в первый раз.
«Старшей доченьке уже 6 лет, она тоже раньше срока родилась, - рассказывает женщина. - Тогда все казалось страшнее, потому что не знала, как все будет происходить!
Надеялась, что на этот раз обойдется - доношу ребенка как положено, но из-за высокого давления роды опять начались преждевременно, на 33-й неделе.
В роддоме меня сохраняли четыре дня, а потом я родила мальчика весом 2 кг. Теперь, чтобы сын хорошо развивался, нам придется много трудиться, но я верю - мы справимся. Самое страшное уже позади!»
Интересный факт: к корпусу раннего детства часто слетаются ласточки! Мамы и врачи воспринимают их как добрый знак - ласточка не только символ нашей малой родины, но и христианский символ воскрешения...
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 41, 10 октября 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024