На вопросы читателей «МЛ» отвечает главный врач ГБУЗ «Пензенская областная офтальмологическая больница» Рашид Галеев.
- У меня обнаружили катаракту. Первые две строчки я вижу плохо. Остальные не вижу. Офтальмолог спрашивает: «Вы согласны на операцию?» А я не знаю, что ответить...
- В связи с новыми технологиями ситуация изменилась - если раньше мы ждали, когда катаракта созреет, и оперировали практически слепого человека, то на сегодняшний день микроинвазивная технология (ультразвуковая) позволяет нам оперировать катаракту на любой стадии.
Согласно современным стандартам показанием к хирургическому лечению катаракты является снижение зрения менее чем на 50%. Если вы видите только две первые строчки - это, конечно, является показанием к хирургии.
- Вредна ли процедура наращивания ресниц?
- Если речь идет о гелевом наращивании, то там в состав стимулятора ресниц входит простагландин Р2-альфа. Это препарат, который применяется в офтальмологии для лечения глаукомы и является самым эффективным в плане снижения глазного давления. При закапывании этого препарата в глаз внутриглазное давление снижается на 30% от исходного уровня. Но это не единственное побочное действие, которое имеют данные гели, есть и многие другие. К примеру, может начаться немотивированный рост ресниц, и иногда не совсем красивого вида. Они порой растут рваными пучками.
А есть обычная косметология, когда к своим ресницам с помощью клея лепят искусственные. Это, конечно, не безвредно. Такая, казалось бы, безобидная процедура нарушает обмен веществ в области ресниц. Побаловаться ею можно раз-два, но не на постоянной основе. Так можно столкнуться с проблемой выпадения ресниц!
- Очень много работаю за компьютером, к вечеру сильно устают и краснеют глаза. Что посоветуете? Может быть, капли какие-нибудь?
- Есть такое понятие, как «компьютерный зрительный синдром». Самая большая проблема работы за монитором в том, что человек начинает значительно реже моргать. Изображение на мониторе состоит из светящихся точек - пикселей, которые отличаются друг от друга интенсивностью свечения. Поэтому, когда вы моргаете, изображение - мозаика, выстроенная в головном мозге, - стирается, наши извилины снова подают команду, и глазам приходится все выстраивать заново.
Ну а мозг, как мы знаем, больше любит лентяев (в хорошем смысле). Поэтому он дает команду на замедление моргательных движений. Например, женщина в норме должна моргать от 10 до 15 раз в минуту. Но когда она сидит за монитором, моргает 1-2 раза в минуту максимум. Конечно, это вызывает определенную степень сухости глаза, и к концу дня вы имеете покраснение глаз, ощущение песка, тяжесть, дискомфорт...
Есть простой выход из этой ситуации. Во всех аптеках продаются капли, которые носят общее название «искусственная слеза». Это смазка, созданная преимущественно на основе гиалуроновой кислоты. Перед тем как сесть за компьютер, вы капаете эти капли в глаза, и у вас образуется защитная пленка в виде слезы.
Капли же наподобие визина категорически не подходят. Он снимает покраснение, но еще и сужает сосуды, уменьшает продукцию слезы. Визином вы загоняете свой синдром в более тяжелое состояние.
- Что вы думаете о переходе в школах на электронные учебники?
- Если обучение сделают всецело зависимым от мониторов, то это, конечно, вредно! Но существует технология жидких чернил, которая по нагрузке на глаза ничем не отличается от черно-белых страниц книги. Ее используют в современных электронных читалках - в таких гаджетах экран не светится. Если в школах применят именно этот метод, то получится достаточно безвредная вещь.
- Можно ли носить очки весь день?
- Если человек впервые начинает носить очки постоянно, головной мозг отказывается принимать информацию без этого приспособления. И такой показатель, как некорригированное зрение, т. е. то, что человек видит без очков, реально может ухудшиться на 10-20%. Почему? Потому что, пока человек ходит без очков, у него работают достаточно сильные компенсаторные механизмы, которые процентов на 10-20 зрение могут улучшить. Как только очки надеваются - эта компенсация уходит.
Но и нагрузка на глаза, которую испытывают люди с плохим зрением, пользы организму не приносит. Поэтому все хорошо в меру: долго носили очки - снимите их, дайте глазам перестроиться, отдохнуть.
- В чем пензенские офтальмологи отстают от современного европейского уровня хирургии?
- В пересадке роговицы. Есть болезни роговицы, бельма, которые не поддаются консервативному лечению и которые можно устранить только путем операции по пересадке роговицы.
Но роговицы из воздуха не делаются, их еще нужно где-то взять. Во времена молодости я ездил в морг, вырезал там роговицы у трупов, вез их в больницу и делал операции по пересадке. В год проводил 30-40 таких операций. А потом был принят федеральный закон о пересадке органов и тканей.
Теперь, чтобы провести забор роговицы у трупов, нужны лицензии и множество согласований, в том числе и с родственниками. А наш менталитет к такому не готов! Представьте: у кого-то умирает близкий родственник, и тут подходит врач и спрашивает: «А можно, я у него глаз заберу для спасения зрения другого?» Скорее всего, ответ будет отрицательным. Плюс эта процедура очень дорогостоящая, так как труп еще нужно обследовать на всевозможные инфекции, чтобы их не перенести с роговицей человеку... К тому же все быстро требуется делать, так как роговица умершего человека для пересадки идеальна только в течение суток.
А в Европе эту проблему решили. Особенно хорошо у итальянцев все получается - в этой стране трупы традиционно кремируют и с родственниками покойных в связи с этим проблем практически не возникает. Они уже изобрели консервацию для роговиц - их хранят несколько месяцев. Италия эти роговицы с удовольствием экспортирует в другие страны.
В Европе такая роговица стоит под 1 000 евро. У нас же в России консервированная роговица оценивается в 100-105 тысяч рублей. А ведь еще и операцию нужно проводить. Поэтому все выливается в хорошую сумму.
Так как потребность в пересадке роговицы в Пензенской области не превышает 30 операций в год, то таких пациентов мы отправляем в рамках квоты на оказание ВМП в Москву, в федеральный центр. Но и там можно ожидать своей очереди до трех лет.
Анастасия Кузнецова
«Молодой ленинец», № 42, 16 октября 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024