После пожара

На месте руин выросли стены, кое-где появилась крыша. Только жильцы дома № 33 по улице Брестской (вернее, того, что осталось после пожара 30 августа) негодуют: они считают, что городская власть от них отвернулась и только напоминает, что спасение утопающих - дело рук их самих. Восьмиквартирное жилье люди вот уже четыре месяца восстанавливают своими силами.

«ВАМ ГОРОД НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН...»

Похоже, у этого дома плохая карма - он страдает уже не в первый раз. «Раньше здесь потолок был привязан к брусьям... алюминиевой проволокой. Вы когда-нибудь слышали про такое «инженерное решение»? В итоге перекрытие в одной из квартир рухнуло - слава Богу, в этот момент там никого не было!

Проводка тоже была в жутком состоянии. Дом уже не раз горел, - рассказывает жительница дома № 33 Юлия Панфилова. - А однажды начала обваливаться стена.

Наша соседка (царствие ей небесное) пошла за помощью к директору управляющей компании. А в ответ услышала: «Ничего делать не будем. Вы за капремонт не платите». Пришлось писать губернатору Василию Бочкареву: только после этого с горем пополам стену подлатали. Но теми же самыми кирпичами».

У самой Юлии четверо детей, один - с задержкой психоречевого развития (на лечение ежемесячно требуется 12 тысяч), другая девочка - инвалид. А тут еще и родной дом нужно восстанавливать. Глава семьи первое время приезжал на место пожара к пяти утра - разгребал завалы и что-то пытался построить. Затем - на основную работу до вечера.

«Муж ходил, как зомби, засыпал сидя, ходил с голыми щиколотками - обуви нормальной нет, - вздыхает Юлия Васильевна. - Многим погорельцам раздали и резиновые сапоги, и бурки. А нам выдали только две пары кроссовок».

Сейчас большая семья ютится у тещи. В квартире площадью 60 квадратных метров - 10 человек! От маневренного фонда Панфиловы вынуждены были отказаться: одна комната 16 кв. м, другая - 9, плюс общая кухня на восемь хозяев.

Еще в ноябре глава администрации города обещал поставить обрешетку на крышу дома. Материалы привезли только несколько недель спустя. А потом лег снег - работы так и не начали.

В начале октября на пепелище приезжал замглавы администрации города. «Я спросила у него: «Вы нас на улице оставите? У нас четверо детей, зарабатывает только муж».

А он ответил: «Не я вас оставил, а пожар. Это ваша собственность - вот сами ее и восстанавливайте. Вам город ничего не должен!» После этих слов я со слезами на глазах ушла, поняв, что бессмысленно биться головой о стену непонимания».

Погорельцы были вынуждены сообща за свой счет нанимать бригаду и возрождать свой дом.

«ВЫ НЕБЛАГОДАРНАЯ!»

Валентине Запяткиной для восстановления своей квартиры пришлось брать очередной кредит. Предыдущий она выплатила в сентябре. На момент пожара у Валентины Константиновны был сделан капитальный ремонт, завезена новая, еще упакованная мебель. Пламя не пощадило ничего...

«Готовы стены и крыша, нужно еще поставить окна, купить утеплитель, сделать полы и потолок, оштукатурить, подвести коммуникации, - вздыхает пенсионерка. У нее под опекой 14-летний Саша. Живет в семье и 19-летняя Кристина, которой как сироте на днях выделили квартиру в микрорайоне Заря.

Сейчас Валентина Константиновна живет у младшего сына. Вынуждена продолжать работать.

«Городская власть отвернулась от нас! - негодует Валентина Запяткина. - Замглавы администрации города сказал мне: «Вы неблагодарная!» А за что мне их благодарить? За 200 жалких кирпичей, которые выделили предприниматели? Или за шесть мешков цемента, которые привезли уже в холода? А сколько нам еще всего пришлось докупать!

Кстати, за доставку любезно выделенного властями материала нам пришлось заплатить около 20 тысяч!»

Валентина Константиновна уверена, что это далеко не последний пожар в злополучном строении. Свисающие провода, которые подходят впритык к дому и далее идут к коттеджам, никто так и не убрал. Женщина не раз писала письма в мэрию, но получала одинаковый ответ - за это отвечает ЗАО «Горэлектросеть». А там говорят, что переделают линию только тогда, когда начнется ее капитальный ремонт. Сроки этого события не называются.

ОСОБЕННЫЕ БУЗОВЫ

В единственной в этом доме муниципальной квартире жила семья Бузовых. У них сгорело все подчистую, даже документы. «Мы с мужем были на работе, а дочь - в институте. Наш 11-летний сын вышел из дома погулять и через некоторое время заметил, как с крыши валит дым, позвонил мне, - с дрожью в голосе вспоминает Надежда Бузова. - Когда мы примчались, все сгорело дотла...

Дочке выделили небольшую комнату в маневренном фонде. А мы втроем пока живем у родственников мужа в Алферьевке - слава Богу, машина осталась».

Пока в квартире Бузовых возвели стены и покрыли крышу. «Мы ходили к заместителю главы администрации города. Он сказал, что с их стороны сделано все. Остальное будет делать департамент ЖКХ. Я пошла к их директору, но внятного ответа не добилась.

Возведение полов и потолка - в подвешенном состоянии. Кто будет вставлять окна и дверь, тоже непонятно. Мы с мужем на наши зарплаты даже коммуникации подвести не можем. Хорошо, что районная администрация хотя бы сына к школе помогла собрать...» - вздыхает Надежда.

ЕЛКА БЕЗ ПОДАРКОВ

А вот Ермаковым, с одной стороны, повезло: стены огонь пощадил. С другой же - родственников в городе у них нет. Целый месяц семейная пара жила... в машине! Двоих детей пристраивали то к одним друзьям, то к другим, а на выходные отвозили в деревню к сестре.

«Готовить я ездила к подругам. Потом мой брат привез походную плиту», - рассказывает Любовь Ермакова. Она единственная «рабочая лошадка» в семье с зарплатой в 15 тысяч.

Муж Андрей - онкобольной, его никуда не берут. «В машине с моими больными ногами я долго не продержался - перебрался в обгорелую квартиру, кинул на пол влажный паленый матрас и спал на нем», - разводит руками мужчина.

Ермаковы вынуждены были взять 400 тысяч в кредит на пять лет для восстановления квартиры.

«А водоснабжение мы восстанавливали вместе с соседом, - рассказывает Андрей. - Я хоть и плохо хожу, тоже копал яму - в дождь и холод в одних тапочках. Только вот Первомайская администрация пишет, что водоснабжение восстановлено силами горводоканала.

А еще мы на свои деньги заказали лес для крыши, все чеки есть. Но на сайте Первомайской администрации значится, что это они нам помогли!»

Сейчас Ермаковы квартиру подлатали, коммуникации подвели, уже живут в обновленных стенах, даже маленькую елочку поставили на кухне. «Дети постоянно под нее заглядывают - ждут подарков от Деда Мороза. Но у нас катастрофически не хватает денег...» - не в силах сдержать слез Любовь.

Нет средств и на лечение главы семейства. В последний раз Андрей принимал лекарства до пожара - они сгинули в огне. «Лишних» шести тысяч (столько стоит курс медикаментов) нет.

ВТОРОЙ КРЕДИТ

В полном недоумении относительно чиновничьей помощи находится еще одна семья. Алексей Багоян был очень удивлен, когда ему позвонили родители, которые живут за 200 км от Пензы, и сказали, что видели в новостях, как администрация покрыла крышу над сгоревшей квартирой. «Но мы сами вложили в нее в общей сложности 180 тысяч!» - рассказывает Алексей.

Чтобы спасать свое жилье, мужчине пришлось уйти с работы. Работает в семье только жена Светлана, при этом супруги растят двухлетнюю дочку. Вместо ипотеки семье дали потребительский кредит. А он в случае пожара не возмещается.

«Каждый месяц выплачиваем по 10 100 за голые стены, и так будет до 2030 года! - вздыхает Алексей. - Спасибо моим родителям: так как второй кредит нам уже не выдавали, они взяли ссуду на себя».

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

«Жильцов дома № 33 по улице Брестской мы не бросали и не бросаем по сей день, - подчеркнула в беседе с корреспондентом «МЛ» глава администрации Первомайского района г. Пензы Лидия Белякова. - Восстановлением крыши в доме занимается администрация города под контролем В. Н. Кувайцева. На данный момент завезен необходимый строительный материал для установки обрешетки для крыши.

Пока бригада строителей занята строительством нового детского сада в Железнодорожном районе. Как только работы там будут завершены, мы перебросим специалистов на восстановление крыши погорельцам.

Мы работаем с предпринимателями, просим у них помощи для пострадавших от пожара семей. Например, одна пензенская компания изготавливает четыре матраса для тех, кто в них нуждается. Еще одна фабрика выделила партию качественных обоев. Цемент, кирпичи, пеноблоки тоже предоставили предприниматели.

В соответствии с постановлением главы администрации Пензы каждому зарегистрированному в доме жильцу выдали по 10 тысяч рублей.

Стоит сказать, что многие пензяки откликнулись и помогли пострадавшим семьям. Сами жильцы тоже не сидят сложа руки. Ко мне как-то приехал Алексей Багоян и попросил помощи с установкой пластикового окна. Я связалась с предпринимателем, и он помог установить одно большое пластиковое окно.

С места пожара вывезли очень много мусора. Я лично присутствовала при этом.

А доставку строительных материалов мы согласовали со всеми семьями. Они сложились и все оплатили. Разделите 20 тысяч на шесть семей. Не такая уж большая сумма получается.

К школе ребятишек мы одели, подготовили. В первые дни после пожара жильцов кормили. Привезли 10 пальто и курток вместе с вешалками, комплекты постельного белья, подушки, одеяла, посуду. Опять же с помощью предпринимателей удалось обеспечить их обувью. Я лично ездила в обувной магазин с Любовью Ермаковой и Светланой Багоян, сказала им: «Выбирайте, берите, что нужно».

В общей сложности мы оказали помощь на сумму порядка 740 тысяч рублей, и это не считая крыши и школьных сборов для детишек. Если у пострадавших от пожара будут возникать какие-то вопросы по восстановлению коммуникаций, мы обязательно поможем исходя из наших возможностей.

А без новогодних подарков дети не останутся! До 29 декабря обязательно всем вручим презенты.

Мы задумывались над тем, чтобы законодатели приняли какое-нибудь постановление, закон о более серьезной помощи в таких случаях. Но знаете, что тогда начнется? Многие начнут сжигать свои ветхие дома! К тому же у многих имущество не застраховано...»

Анастасия Кузнецова

«Молодой ленинец», № 1, 1 января 2019 г.

4 января 2019, 14:54

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024