В России выросло количество желающих избавиться от своих дач. В первом квартале этого года число предложений о продаже фазенд увеличилось на 22 процента, а объявлений о покупке лишь на 0,7 процента. Об этом сообщает «Российская газета». Вместо покупки дачи россияне все больше интересуются краткосрочной арендой на лето. За прошлый год число таких предложений выросло на 44 процента!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Одной из причин отказа от дачной собственности эксперты называют завершившуюся 1 марта дачную амнистию. Теперь зарегистрировать на садовом участке можно лишь те постройки, которые соответствуют строительным нормам. «Можно столкнуться с такой неприятной проблемой, как несоблюдение отступов от границ земельного участка, - пишет «Российская газета». - Это в среднем три метра.
Иными словами, если человек построил дом в двух метрах от границы земельного участка, то это нарушение. Такой дом не зарегистрируют в собственность. А все, что не в собственности, рано или поздно могут признать самостроем и заставить снести за свой счет».
Ситуация с продажей дач в Пензенской области соответствует общероссийской тенденции. На одном из популярных в нашем регионе сайтов частных объявлений количество предложений по дачам на начало мая - 974. Из них лишь 11 о покупке, остальные - о продаже.
Так, например, дачный участок в Ахунах отдают за 32 тысячи рублей, а вот на Барковке, где на участке есть домик с коммуникациями, баня, плодовые деревья, - за 780 тысяч рублей.
Дачу в садоводческом некоммерческом товариществе «Ключи» в Пензенском районе - 4 сотки земли и дом в 50 квадратных метров - продают за 550 тысяч, а в СНТ «50 лет Победы» в микрорайоне «Север» 6 соток, на которые проведено централизованное водоснабжение, - за 110 тысяч рублей.
Одно из самых дорогих предложений на сайте - дача за 5 миллионов 500 тысяч рублей в СНТ «Родничок». На участке есть двухэтажный дом из оцилиндрованного бревна, баня, беседка, теплица, сарай, стоянка, собственная артезианская скважина и т. д.
С 1 января 2018-го по 25 апреля 2019-го на территории Сурского края 158 дачников официально отказались от права собственности на свои земельные участки для ведения садоводства. Из них в 2018 году - 128, в 2019-м - 30.
Всего за этот период было заключено 1 587 договоров купли-продажи земельных участков для ведения садоводства, огородничества, в том числе со строениями. В 2018 году - 1 326, в 2019-м - 261. Такие данные «МЛ» предоставили в Управлении Росреестра по Пензенской области.
Корреспонденты «МЛ» решили лично выяснить, как обстоят дела на пензенских дачах и почему именно пенсионеры предпочитают на них работать. Тема позвала в поход…
БАРКОВКА
Дачи на Барковке всегда востребованны. Оазис в черте города! Добраться можно на общественном транспорте, рядом речка. Стоимость угодий здесь колеблется от 300 тысяч до нескольких миллионов рублей. Тем не менее брошенные участки тоже встречаются.
80-летние Нина и Николай Савушкины получили здесь землю в 1980-х. Тогда нарадоваться не могли на свою фазенду, а теперь еле справляются. «Сейчас содержать дачу не особо-то и выгодно, - разводит руками Нина Федоровна. - На маршрутке туда-обратно - сто рублей. Да и жить на даче уже тяжело. Вдруг что случится - скорая не доедет…»
В свое СНТ Савушкины каждый год платят взносы по 1 300 рублей плюс каждый месяц 200 рублей за электричество. Бывают в товариществе и незапланированные расходы - например, дорогу щебенкой засыпать. Так набегает еще тысяча-полторы.
«Семена и рассада тоже недешевые, - подсчитали пенсионеры. - Купили за 50 рублей пакетик, чтобы баклажаны посадить, а там всего три семечка!»
70-летней пенсионерке Светлане Сарминой дача досталась от родителей. 10 соток они получили в далеком уже 1950 году, выделил родной завод. «Я трудиться на огороде с детства люблю, эту тягу мне привили мама с папой, - рассказывает Светлана Германовна. - А сейчас уже мои дети работают на даче.
А выгода от дачи такая: в магазине покупаешь помидоры - они деревянные, а здесь все свое - свежее, вкусное. Здоровье важнее!»
Для пензяка Виктора Ченсова барак в дачном массиве - единственное место жительства. «10 лет назад я перебрался на дачу вместе с женой, - говорит Виктор Анатольевич. - На мой взгляд, здесь очень выгодно жить. В магазине мы мало покупаем. Из обязательных платежей - 500 рублей раз в год взнос в садоводческое общество и ежемесячно 350 рублей за электричество. А в городе коммуналка под 5 000 выходила.
Особенно экономическую пользу я заметил сейчас, когда за полгода до пенсии остался без работы. Семена есть, рассадой родные помогают, все незатратно получается. А в город меня совсем не тянет!»
ЗАСЕКА
Пенсионер Александр Коростелев из садоводческого товарищества «Засека» заявил, что дачу ни за что не продаст. «Я ж в нее всего себя вложил, - говорит Александр Иванович. - Прихожу сюда отдохнуть душой и телом, чем больше вожусь в земле, тем меньше болят кости. Тем более дачный домик одновременно является и столярной мастерской».
Пенсионер никогда не подсчитывал ни прибылей, ни убытков от своего земельного участка. Но при этом семена он старается покупать в некондиционных упаковках со скидкой. Собранной на участке картошки ему хватает до Нового года, а яблок от одной яблони - на всю зиму.
Сосед Коростелева Михаил Тюктяев - тоже пенсионер. Садовый участок взял в пользование, за одну осень привел дачу в божеский вид: убрал бурьян, выкорчевал ветлу, побелил вишни и сливы. В прошлом агроном, он надеется, что через год на участке будет неплохой урожай.
У пенсионерки Нины Гудковой с дачей своя история. Участок долгое время был в запустении. «Мы раньше на нем все выращивали, - рассказывает Нина Васильевна, - но соседи недалеко жили недобросовестные, пьющие. Выкапывали все еще до нашего прихода и тащили на базар. Так мы и перестали на дачу ездить, я уже хотела ее продать, но сын решил сделать здесь место отдыха, планирует достроить домик. А я пока избавляюсь от сорняков.
Здесь будет только фруктовый сад, а картошку и прочие овощи сажать не собираемся. Хорошо, меня сюда с инвентарем муж на машине привозит, на маршрутке со «Стрелы» не наездишься».
А вот 82-летний Виктор Смыслин, в прошлом мастер спорта СССР по городошному спорту, своей даче посвятил 30 с лишним лет: «Приезжаю на велосипеде, так что тратиться на транспорт нужды нет. Если честно, дача мне давно надоела, продал бы ее, но жена против… Так и живем!»
КАЛАНЧА
«У нас на Каланче много брошенных участков, - рассказывает опытная дачница Надежда Столярова. - В садоводческом обществе числится 900 владельцев, а взносы платят человек 300. В основном дачи пустеют, когда умирают старики, - их детям нет дела до земли…»
Участки в этом СНТ дешевые. Да и спрос на них невелик. Кому нужна заросшая земля с сараюшками, это же не кирпичные домики, как на Барковке. «Дорог у нас нет, - продолжает пенсионерка, - чуть дождь брызнет, на велосипеде уже не проедешь. Но огородами мы занимаемся, потому что уже не можем жить иначе. Не на лавочке же сидеть! А тут трудишься на свежем воздухе, видишь, как все растет, - душа радуется! Труд облагораживает человека!»
Порядок на дачах зависит от председателя СНТ, уверены Вячеслав и Людмила Гордеевы, которые купили участок на Каланче два года назад. «Наш председатель молодой, все делает для дачников, - говорят садоводы-огородники. - Он тут круглый год живет».
Вложения Гордеевых пока не оправдались. Участок они взяли в кредит за 250 тысяч рублей. Но супруги надеются, что на даче у них прибавится здоровья, да и четверо детей и семеро внуков будут есть натуральные продукты. А когда Вячеслава Васильевича спрашивают, зачем ему дача, он вспоминает фрагмент из фильма «Москва слезам не верит».
Герой Алексея Баталова рассказывает историю про императора Диоклетиана: «В самый расцвет своей империи он отказался от власти и удалился… в деревню. А когда из Рима приехали, чтобы просить его вернуться, он сказал: «Если б вы видели, какую я вырастил капусту, вы бы перестали меня уговаривать!»
Юлия Измайлова, Владимир Павловский, Геннадий Марченко, Олеся Андреева, Анастасия Кузнецова
«Молодой ленинец», № 20, 14 мая 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024