Первая ТЭЦ в Пензе появилась в годы Великой Отечественной войны

9 мая наша страна отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для Пензенской теплоэлектроцентрали № 1, которую горожане называют кратко ТЭЦ-1, это особая дата. Ведь ее фундамент был заложен в первые годы войны.

ГРУЗ ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

«Даже в мирное время строительство ТЭЦ - непростая инженерная задача, - рассказала «МЛ» хранительница музея Пензенской ТЭЦ № 1 Вера Николаевна Игнатова. - А в военные годы все усложнилось во сто крат. Почти все делалось вручную, не хватало материалов, транспорта, не было землеройных машин. Особенно тяжело приходилось зимой, когда грунт промерзал на полтора метра».

В годы Великой Отечественной войны Пенза стала одним из крупнейших городов, который обеспечивал оборону страны. Сюда были эвакуированы заводы с Украины, Орловской области. Вместе с пензенскими предприятиями они перешли на военное производство.

Недостаток электроэнергии ощущался резко, выпуск продукции для фронта требовал значительного увеличения мощностей. Строительство теплоцентрали в этих условиях имело большое стратегическое значение. Материалами и оборудованием ТЭЦ обеспечивали Москва, Сталиногорск, Воронеж, Семилуки, Латная, Алексино, Подольск, которые подвергались артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха.

«Недостающее оборудование для ТЭЦ собирали и в блокадном Ленинграде, - продолжает Вера Николаевна. - В октябре 1942 года по решению Государственного комитета обороны туда были командированы секретарь обкома В. М. Овчинников и инженер велозавода Б. И. Михеев. Целый месяц они собирали на заводах блокадного города оборудование для ТЭЦ. И в ноябре 1942 года 200-тонный груз был переправлен по дороге жизни через Ладожское озеро!»

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

В первые дни войны коллектив строителей ТЭЦ проводил на фронт около 90 добровольцев. Многие из них не вернулись ни в свои семьи, ни в трудовой коллектив. Они отдали свои жизни за Победу.

В 1942 году руководители цеха № 27 завода имени Фрунзе (так называлась ТЭЦ) организовали курсы для рабочих и инженерно-технического персонала по изучению нового энергетического оборудования. Подготовка кадров проходила в две смены без выходных. Занятия проводились в труднейших условиях: неотапливаемые помещения, отсутствие программ и учебных пособий, питание по карточной системе. Несмотря на эти трудности, к концу марта 1943 года работники заступили на первую вахту.

«Монтаж ряда объектов и агрегатов к тому времени не был закончен, - рассказывает хранительница музея. - Поэтому рабочим приходилось вручную подавать уголь со склада на транспортеры, перевозить на вагонетках шлаки и золы, загружать химические реагенты. Работники станции успешно справлялись с непростой задачей. Оборонные предприятия бесперебойно обеспечивались электрической, а позднее и тепловой энергией».

ДО ПОЛНОГО РАЗГРОМА ВРАГА!

Работа вахт была организована в три смены с дежурством по 12 часов. А ремонтники трудились по 16-20 часов в сутки. Их задачей было минимизировать простой, если вдруг агрегат выходил из строя. Чтобы ускорить ремонт, часть ремонтного и эксплуатационного персонала переводилась на казарменное положение.

«В годы войны коллектив ТЭЦ организовал сбор теплых вещей и обуви для фронтовиков, - приводит факты Вера Игнатова. - Кроме того, было принято решение ежемесячно отчислять однодневный заработок до полного разгрома врага. Газета «Сталинское знамя» от 6 февраля 1943 года сообщала: «Коллектив завода имени Фрунзе, воодушевленный героическим наступлением Красной армии на фронтах Отечественной войны, внес на строительство эскадрильи имени Фрунзе 1 миллион 200 тысяч рублей».

В 1944 году по итогам всесоюзного социалистического соревнования коллективу электростанции дважды присуждалось первое место и дважды - второе, с вручением переходящего Красного Знамени Государственного комитета обороны СССР и денежных премий. Указом Президиума Верховного Совета от 4 июня 1945 года многие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Всем работникам ТЭЦ в 1946 году вручили медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

«На нашем предприятии не прерывается связь времен и поколений, - говорит директор филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» Андрей Ванин. - Создание музея энергетики, музея Пензенской ТЭЦ-1 тому подтверждение. История нашей станции - это трудовой героизм ее работников, которые построили и запустили ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны. Мы стараемся бережно сохранять память о тех, кто стоял у истоков, ценить и приумножать опыт предшественников».

Юлия Калинина

«Молодой ленинец», № 15, 14 апреля 2020 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»

20 апреля 2020, 13:09

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024