На вопросы читателей «МЛ» отвечает уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова.
- Часто ли к вам поступают жалобы на то, что некоторых детей в школе травят и унижают одноклассники?
- По сравнению с прошлым годом подобные жалобы поступают реже. Возможно, это связано с дистанционным обучением весной этого года.
Как правило, обращаются родители. Так, недавно поступил сигнал от мамы девочки-подростка: сверстники адресовали этой школьнице неприятные посты в соцсетях и унизительные комментарии. Я посоветовала женщине поменять номер телефона, которым пользуется ее дочь, и не вступать в те группы, где идет такая травля.
Как правило, сим-карта мобильного устройства подростка оформлена на кого‑то из родителей. Поэтому они вправе знать, какими ресурсами пользуются дети, в каких социальных сетях блуждают, какую информацию ищут, с кем общаются. Бесконтрольного пользования несовершеннолетних интернет-ресурсами быть не должно.
Нередко за помощью обращаются и сами дети. И мы разбираемся в каждой ситуации - выезжаем в школы, встречаемся с родителями и педагогами. Вывод такой: причина подобных ЧП - отсутствие контроля со стороны взрослых.
- Насколько часто совершаются в Сурском крае преступления сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних?
- За 10 месяцев этого года правоохранительными органами Пензенской области зарегистрировано 110 таких случаев. В Пензе их зафиксировано почти в три раза больше, чем в прошлом году.
По данным УМВД Пензенской области, за 10 месяцев этого года раскрыто 82 преступления сексуальной направленности, совершенных в отношении несовершеннолетних взрослыми.
Поэтому задача родителей, законных представителей и педагогов - предупреждать подростков о такого рода опасностях и учить их безопасному поведению в экстремальных ситуациях.
- СМИ все чаще рассказывают о насилии над детьми со стороны их родителей. Например, в Кузнецке отец избил трехлетнюю дочь за то, что она разлила молоко по полу. Как такое становится возможным?
- Этот случай можно охарактеризовать одним словом - дикость! Мужчина сам забрал детей из дома ребенка, где они находились из‑за сложной ситуации в семье в связи со смертью их матери, а затем напился и избил ногами трехлетнего ребенка. Я считаю, что он должен понести самое строгое наказание, возвращать ему детей нельзя.
Летом этого года мама троих детей обратилась к нам с просьбой оградить ее и несовершеннолетних детей от агрессивного поведения мужа, который нигде не работает и отбирает все детские пособия. Это обращение передано в правоохранительные органы и органы опеки.
Но жестокое отношение к детям проявляют не только мужчины. К примеру, в Пензе 25‑летней матери грозит уголовная ответственность за жестокое обращение с шестилетним сыном - мальчик не раз попадал к врачам по вине родительницы. Весной этого года женщина так толкнула сына, что он рассек затылок и в больнице пришлось накладывать швы. Позже агрессивная мать вновь толкнула мальчика, и ему на ногу упала тяжелая батарея. Через три дня ребенок получил удары по лицу и спине, а еще через два - по руке.
По словам бабушки мальчика, мать не занимается воспитанием сына, еду не готовит, одежду не стирает. Ситуацию усугубляет наличие у этой женщины второго ребенка, которому всего 11 месяцев. СУ СК РФ по Первомайскому району Пензы возбудило уголовное дело.
- В каких случаях вы помогаете родителям оформлять документы на их детей?
- Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, отчество и гражданство. Но по вине взрослых эти права бывают нарушены. Так, при посещении СИЗО выяснилось, что у 17-летнего подростка, совершившего кражу, нет паспорта. Его должны были депортировать на Украину из‑за отсутствия гражданства РФ.
До того как попасть за решетку, парень жил с мамой и дедушкой. В 14 лет паспорт не получил - взрослые не позаботились об этом (вели асоциальный образ жизни). Благодаря нашему вмешательству документы для получения гражданства сейчас на стадии оформления, а молодой человек живет в гражданском браке и воспитывает дочь.
В другой раз ко мне обратилась жительница Пензенского района с просьбой защитить права двухлетнего и трехмесячного малышей. У них не было свидетельств о рождении и медполисов, детские пособия не выплачивались. Сама 23‑летняя мать никогда (!) не имела паспорта - лишь свидетельство о рождении и справки из роддома о рождении двух детей.
На то, чтобы установить личность женщины, ушел месяц (паспорт ее матери тоже был утерян). Теперь женщине наконец‑то вручили паспорт, оформили регистрацию, открыли счет в банке. Также поданы документы в пенсионный фонд и управление соцзащиты для оформления положенных выплат. Свидетельства о рождении и полисы появились и у обоих детей.
- Часто ли родители просят вас помочь вернуть родных детей из приютов или забрать их от других родственников? В чью пользу обычно заканчиваются такие истории?
- Да, подобных случаев немало. И вот недавний пример: у женщины двое детей, 14‑летний сын живет с бабушкой в Самаре, а трехлетний - с мамой в Пензе.
Соседи сообщили о ребенке, попавшем в опасную ситуацию, так как мать находилась в алкогольном опьянении. Специалисты по опеке и сотрудники полиции предложили женщине добровольно написать заявление о временном помещении сына в дом ребенка, чтобы она прошла лечение от алкогольной зависимости, трудоустроилась и навела элементарный порядок в квартире.
Недавно специалисты по опеке и социальной защите посетили эту гражданку. Она выполнила рекомендации и готова забрать сына домой.
Еще один пример. 23‑летняя пензячка, ранее имевшая статус сироты, сейчас обеспечена жильем, двое ее детей получают пособия. Семья имеет право на маткапитал. Но, находясь в ожидании уже третьего ребенка, женщина начала надолго пропадать из дома и оставлять детей одних, без еды. Поэтому ребятишек поместили в Кузнецкий дом ребенка. А теперь мать просит отдать их обратно. Ей предложили три варианта трудоустройства, от которых она отказалась. Но без решения этого вопроса положительного вердикта никто не вынесет.
Бывает, что и двое родных людей не могут договориться. Мама 11‑летней девочки обратилась за помощью по возвращению ее дочери от отца, проживающего в другом городе. Он забрал дочь на время каникул и до сих пор не вернул, хотя есть решение суда о месте проживания ребенка с матерью. Обращение направлено уполномоченному по правам ребенка в Москве с просьбой о содействии в возвращении ребенка маме. На прошлой неделе дочь приехала в Пензу.
ПОЛЕЗНЫЕ КООРДИНАТЫ
В связи с введением режима повышенной готовности личный прием граждан уполномоченным по правам ребенка в Пензенской области и его аппаратом осуществляется дистанционно. Вопросы можно задавать с 9:00 до 18:00 по телефонам: 68‑16‑74, 56‑34‑95.
Также обращения можно направлять письмом (г. Пенза, ул. Володарского, 49) или на адрес электронной почты: info@upr-penza.ru.
«Молодой ленинец», № 47, 24 ноября 2020 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024