«МЛ» продолжает прогулки по современной Пензе. И, похоже, самое время вводить новую рубрику «Куда ни кинь - всюду клин!». Вот только отпраздновали 210‑летие Виссариона Белинского, а постамент памятника Виссариону Григорьевичу оставили в аховом состоянии - он разваливается прямо на глазах. Не все благополучно и с установленным практически напротив Литературного музея бюстом выдающегося критика.
А недавно должен был состояться 50‑й масштабно-юбилейный Лермонтовский праздник поэзии. В «Тарханы» собирались приехать Сергей Шакуров, Олег Погудин, писатель Юрий Поляков… К несчастью, все карты спутала ситуация с распространением коронавируса - массовое мероприятие пришлось отменить.
Казалось бы, самое логичное в этой ситуации - почтить память Михаила Юрьевича в Пензе, возле его бюста и памятника. Хотя бы цветы к ним возложить, постоять у монумента, склоня голову и радуясь тому, как чтут сегодня поэта наши современники…
Но не тут‑то было! Во дворе старого здания Лермонтовской библиотеки царит полнейшая разруха! Не верите? Посмотрите!
А еще нынешний год - год 80‑летия начала Великой Отечественной войны. И как теперь выглядят памятники, посвященные защитникам Родины? Опять неувязка! Стела Героев (пока что власти ее никуда не перенесли, хотя такой вариант и обсуждался) напротив бывшего кинотеатра «Родина» - святое место. Но, видимо, за его состоянием больше никто не следит. Иначе как объяснить надписи и пометки на мраморных досках, выполненные от руки белой краской? Святое место стало в нынешней Пензе бесхозным?
Печален и нынешний облик монумента «Росток», считавшегося некогда символом столицы сурского края. Кто додумался уничтожить стелу работы скульптора Аполлона Фомина, где отражены героические этапы истории Советского государства? Кто прикрутил на монументальное сооружение пластиковые листы (закрыв первоначальный вид памятника) и написал на них краской фамилии?! Очень похоже, что и за этой стелой сегодня никто не следит. За одним из прозрачных щитов мы увидели засохшие с 22 июня гвоздики. А буквы в фамилиях ветеранов местами поблекли. Звезда Героя России вообще еле просматривается. Кстати, и подножие самого «Ростка» требует хотя бы косметического ремонта - оно ветшает.
Не лучше картина и перед административным зданием бывшего завода ДХО, где расположен мемориальный комплекс заводчанам, погибшим в 1941-1945 годах. Покрытие золотой звезды давно облупилось. Гранитные плиты разъехались. Газоны вытоптаны. В чем же тогда заключается сегодня смысл фразы «Никто не забыт, ничто не забыто» - дежурного лозунга многих чиновников-патриотов?
Не все в порядке и с полюбившимся пензякам паровозом - памятником железнодорожникам, внесшим весомый вклад в Победу. На таком вперед не полетишь: шпалы под рельсами разрушены, плитка разваливается, сквозь бордюры проросли сорняки, сам локомотив местами ржавеет, и от него уже начали отваливаться детали . А ведь улица Луначарского - это практически центр современной Пензы, рядом - автовокзал.
Не смогли мы пройти и мимо монумента Железному Феликсу. Живи сегодня руководитель ВЧК, кому‑то явно бы не поздоровилось. Площадка же перед памятником Дзержинскому - тихий ужас. И все это - в паре шагов от администрации Железнодорожного района…
Да что там районная администрация - под окнами мэрии есть что облагородить! Здесь вознеслась к небу архитектурно-скульптурная композиция «Добрый ангел мира». Только почему ныне под ногами ангела возникла дыра? И что за умелец латал подножие памятника? В сельской глубинке сегодня материалы ответственнее подбирают…
Едем дальше. Матрос Маркин, чей бюст установлен на одноименной улице, покрывается мхом. С тыльной стороны готов отвалиться кусок его плеча, прочитать же, что начертано на постаменте, не представляется возможным даже с расстояния в полметра. Вокруг - разливанное море дождевой воды. Не спешите свалить все на непогоду. Неделю назад в адское пекло здесь вовсю блестела жирная грязь.
Стальной «Голубь мира» на Западной Поляне, некогда одна из городских достопримечательностей, слава Богу, не сгнил, поскольку сработан из цветмета, но газона вокруг него, засаженного цветами душистого табака, нет уже долгие годы. Зато засохшая еще прошлым летом туя до сих пор так и не спилена.
В Первомайском районе на улице Терешковой есть сквер, носящий имя первой женщины-космонавта, которая в июне 1963 года на корабле «Восток-6» 48 раз облетела вокруг Земли. Открывали сквер с помпой. Даже основание лавочек здесь сработано в виде ракеты. Разбили газоны, высадили цветы. И где все это великолепие теперь? Пустые бутылки, мусор, грязь и запустение. Знала бы Валентина Ивановна, деньги из фонда общественной организации которой были выделены на обустройство сквера, что все это обернется таким фиаско…
Во время наших не слишком радостных прогулок попался на глаза еще один пензенский памятник, или, как сейчас модно говорить, арт-объект. Он «прописался» на территории городской поликлиники между улицами Володарского и Красной. Что это за чудо, ответить не беремся. А вдруг это и есть образ современной Пензы, которая все вытягивает свою шею, силясь выбраться из болота тотального пофигизма?
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 27, 6 июля 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024