Многие знаковые объекты деревянного зодчества, построенные в Пензенской области, созданы руками камешкирских мастеров. Эта благословенная земля подарила региону немало талантливых резчиков и столяров: братья Николай, Василий и Иван Сорокины, Виктор Кириллин, Николай Гаранюшкин… Этот список можно продолжать.
Иных уж нет, но память о них живет в резных теремах.
ПОЛОСА НЕВЕЗЕНИЯ
Многие здания стали памятниками архитектуры (какие-то официальными, какие-то признал таковыми народ). Но в последнее время теремам катастрофически не везет.
Давно уже погиб в пожаре трактир «Петушок», в 2020 году сгорела «Засека». Ее отстроили заново, взяв за основу тот же проект архитектора Маматкадзе, но резные ажурные украшения, которыми она славилась, потеряны навсегда - видимо, не нашлось умельцев, которые смогли бы их повторить.
В самом Камешкире остался еще один великолепный терем - красота, созданная бригадой мастеров под руководством Виктора Кириллина, кафе «Камешкирские узоры». Там кормили самых важных гостей района, отмечали праздники. Но, когда мы приехали в райцентр, оказалось, что оно закрыто для посетителей.
В чем же дело? И есть ли надежда сохранить деревянные кружева? Где найти надежные руки?
К счастью, здание кафе в целости и сохранности. Оно не является ни региональным, ни федеральным памятником. Но спросите любого камешкирца, что является предметом гордости в районе, обязательно укажет на него. Местные с любовью называют теремок «наш «Петушок» - очень похож на тот, что сгорел в Пензе.
Мы поговорили с хозяйкой Надеждой Ульяновой. Кстати, дом, в котором она живет, тоже отделан деревянным кружевом работы камешкирских умельцев. Она его очень бережет.
- Могла бы обложить кирпичом, но рука не поднялась, - призналась Надежда Ивановна.
Она объяснила, почему пришлось закрыть кафе.
- Всему виной пандемия. Наше здание не в центре, а на выезде из Русского Камешкира, на трассе. Раньше в числе посетителей было немало водителей, которые останавливались поесть. Но то одни ограничения вводили, то другие. После 23:00 работать было нельзя. Пришлось закрыться. А потом так и не открылись.
Не исключено, что интерес к кафе могли бы вернуть новая концепция, современные интерьеры. Но до сих пор в здании сохранилась оригинальная деревянная мебель, дух прошлого. Как все это порушить?
Здание отапливается, хозяйка старается поддерживать его в нормальном состоянии, но делать это становится все труднее.
Надежда Ивановна подумывает продать «Камешкирские узоры», но признается, что готова передать теремок только в надежные руки - человеку, который бы продолжил сохранять памятник зодчества.
- Это ведь наша история. Без нее не может быть будущего! - уверена она.
ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ С ЭКСКУРСИЕЙ
В Русском Камешкире немало красивых деревянных усадеб. Многие из них отделаны тонкими узорами. Например, улица Первомайская - как музей под открытым небом. Дома были украшены резьбой 40 и более лет назад. Но многие уже в плачевном состоянии: и сами строения сгорбились, постарели, и наличники местами покоробило. Некоторые хозяева нанесенный временем урон постарались спрятать за сайдингом - безвкусно, зато дешево и функционально.
Многие современные владельцы деревянных кружев даже не знают имен резчиков, которые делали узоры. В то время целые бригады работали по трафаретам, повторяя знаменитые сорокинские «репешки».
- Я лет 15 как переехал в этот дом, поэтому история его мне неизвестна, - с сожалением говорит Александр Горлачев. - Он уже нуждается в ремонте, но узоры хочется сохранить. Весной покрашу, может быть. Не хочется терять эту уникальность, теплоту.
Чуть дальше живет Александр Никонов. Видно, что хозяин за домом следит.
- Отец мой его построил, когда я пешком под стол ходил, - вспоминает Александр. - Он плотником был. Беречь буду эту красоту. Батьки сделали, а мы должны сохранить. Но не у всех есть возможность! Вот на улице бабушки немощные живут. Некому зачистить деревянное кружево, заново покрасить. Ветшают дома. Так жаль…
Александр Сорокин, сын одного из знаменитых братьев, тоже до сих пор живет в украшенном узорами доме.
- На всю область гремела наша фамилия. Отец, помню, брал меня, школьника, с собой, когда трудились на «Петушке». Умели Сорокины работать! Жаль, что ни я, ни дети не переняли этого ремесла. Да сейчас и спрос на него угас - узоры по дереву электролобзиком вырезают да на станках. Так проще, но душевности уже нет. Поэтому сохранить бы то, что осталось. Я как-то в Пензе был, ездил полюбоваться музеем народного творчества - работой отца и дядьев. Красиво! Только бросается в глаза, что нужна реставрация.
А ведь резные узоры - наша туристическая привлекательность! Какая пешеходная экскурсия в Пензе одна из самых популярных? Та, что знакомит горожан и гостей города с деревянным зодчеством, вехами истории.
Сколько домов в областном центре мы уже потеряли! В последнее время уцелевшие стараются реанимировать волонтеры в рамках фестиваля «Том Сойер», но это капля в море.
Нужны серьезные акции и проекты, пусть даже добровольческие, реальное дело вместо песен, плясок, пустословий. Да что там! Надо успеть хотя бы на фото и в схемах сохранить внешний облик деревянных кружев, пока время не успело окончательно расплести их. Ведь еще лет 20 - и ничего не останется!
От камешкирцев мы узнали, что и на их улицы порой водят экскурсии. Автобусные туры с демонстрацией работы мастеров организует одна из саратовских фирм. Люди специально приезжают взглянуть на сосредоточение красивых деревянных домов, фотографируют, восхищенно цокают языками.
А в самом Камешкире к «экспонатам» часто относятся как к чему-то обыденному, не замечают, привыкли...
ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ
Но есть люди, которые понимают, какими сокровищами обладают эти края. Мы узнали, что в Камешкире был частный музей. Раритеты для него собирал энтузиаст, краевед и просто неравнодушный человек Вадим Викторович Терехин. Он коллекционировал предметы быта, элементы деревянной резьбы, схемы, расспрашивал о прошлом мастеров.
- Много лет я этим занимался. Столько у меня набралось интересных вещей! Но я уже не молод, следить за экспозицией, принимать посетителей стало тяжело. Хотел передать коллекцию в какое-нибудь культурное учреждение, чтобы она была доступна людям, - вздыхает Вадим Викторович. - Собирался обратиться в Пензу - думал в краеведческий музей пристроить. Мой энтузиазм быстро охладили. Сказал мне один «парламентарий» от районных чиновников: «Куда ты лезешь? Тебе что, больше всех надо?»
И я предложил коллекцию хорошему знакомому - директору музея в Саратове. Им очень нужны были такие экспонаты. Они организовали у себя что-то вроде русского подворья. Отдал бесплатно - КамАЗ и «Газель» нагрузили. Для меня главным было, чтобы мой труд не пропал зря.
В районном краеведческом музее нам рассказали: были не в курсе, что Терехин экспонаты отдает, а то бы взяли. Хотя бы часть.
Как так? Живут в одном селе, да не договорились. Как будто на разных концах света. Обидно!
Сотрудники музея тоже по мере сил стараются сохранить память об искусстве камешкирских резчиков. Есть в фондах и образцы наличников, и элементы резьбы, и трафареты. Собрана информация о мастерах. Готовы целую экспедицию организовать.
Давно пора! Ведь она могла бы стать фишкой Камешкира, магнитом для туристов.
Тем более что деревянное зодчество, похоже, и в этом заповедном уголке становится частью истории. Есть небольшое количество людей, которые еще занимаются резьбой, но это больше хобби, а не ремесло, которое кормит.
Столяр Александр Чехнев, которого нам порекомендовали как одного из «действующих» мастеров по дереву, огорошил.
- Был у меня цех, да продал я его. Ушел в сельское хозяйство. Работа с настоящим деревом трудная, стройматериалы резко выросли в цене. Дешево продавать невыгодно, а дорого - никто не купит. Да и люди привыкли уже к интерьеру из прессованных опилок. Никто не думает сегодня о долговечности - живут одним днем.
Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Непрактично, дорого, нефункционально - аргументы, которые душа все же не хочет принимать.
Недаром же «Засеку» воссоздали из дерева, а не выстроили на этом месте нечто новомодное из стекла и бетона.
Многие красивые здания мы теряем из-за того, что они до сих пор не включены в реестр архитектурных памятников и, соответственно, не охраняются государством.
Но просто включить в список мало - нужны системные действия. Даже знаменитые ахунские терема, что на территории санатория им. Володарского, не избалованы заботой. Стоят красивые, но сиротливые, неухоженные. Пока принято решение их законсервировать, чтобы совсем не сгинули. Когда будет реставрация, неизвестно.
А музей народного творчества, самый известный в области памятник деревянного зодчества? В последний раз его серьезно рестраврировали около 50 лет назад.
В 2018-м власти обещали взять под контроль его реконструкцию, была даже команда подготовить смету. Но на этом все и заглохло.
Как сообщил директор краеведческого музея Артем Павлихин (музей народного творчества входит в объединение), заявки на реконструкцию поданы, смета давно составлена. Но пока о конкретных решениях и сроках ему ничего не известно.
Четыре года прошло... А время, повторюсь, играет против нас. Деревянные кружева исчезают с лица земли слишком быстро.
Лариса Гулина
«Пензенская правда», 15 января 2023 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда».
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024