Некоторые наши читатели хорошо помнят, как в 2017 году местные чиновники от спорта с помпой проанонсировали открытие аж 40 хоккейных площадок в Пензе. Причем на 14 из них должны были работать тренеры. Тогда у многих появилась надежда на возрождение дворового хоккея.
С тех пор минуло четыре года, и корреспондент «МЛ» решил лично посмотреть, как теперь выглядит забота о детстве в разрезе пензенских дворов. Инфраструктуру в новостройках-гигантах мы, конечно, не рассматривали. А вот познавательная экскурсия по Пензе, так сказать, традиционной выявила лишь удручающую картину.
Отнюдь не роскошно сегодня выглядит весьма популярная в свое время хоккейная площадка на улице Циолковского. Тут уже даже не останки…
Еще одно «хоккейное кладбище» находится на улице Жемчужной. А ведь еще несколько лет назад здесь проходили самые настоящие соревнования, а юные игроки могли в перерывах попить чаю в теплой раздевалке. Расположенное через тропинку футбольное поле - зрелище тоже не из приятных: разбитые ворота и бурьян.
Объезжая дворовые территории в поисках спортплощадок, мы увидели и другие приметы «счастливого детства» образца 2021 года. На той же улице Циолковского от игровой площадки осталась лишь покоробленная горка, к которой давным-давно заросла ребячья тропа.
Не менее «живописный» вид у площадки на улице Толстого: песочницу поставили и даже покрасили, только вот песок привезти забыли. И к тренажерам здесь не подойти из‑за разросшихся и заполонивших всю окрестную территорию сорняков. А на улице Литвинова детская площадка приказала долго жить: от газона, некогда засеянного цветами, остались только автопокрышки да странные изрядно побитые жизнью арт-объекты.
Совсем рядом есть игровая территория с советскими еще остовами качелей-каруселей. Но сами качели выдраны с мясом, зато под ними уже поставили самодельные весьма неприглядного вида лавочки, где по вечерам и злоупотребляют, и сквернословят.
Самое время вспомнить: а зачем вообще нужны были игры во дворах? Почему так радовались в СССР и родители, и учителя, и руководители разнообразных подростковых клубов, когда дворовые команды дружно гоняли мяч или шайбу? Рискнем предположить, что в таких коллективных забавах у детей и формировались навыки социализации, чувство товарищества, расходовалась силушка молодецкая (на дурные дела ее уже не оставалось). Добавим сюда физподготовку, смекалку, развитие эмоциональной сферы, оптимизм - сплошная польза получалась.
Не связаны ли слабое здоровье и разобщенность современных детей, их эгоизм и инфантилизм, способность общаться лишь посредством гаджетов с тем, что двор уже не приглашает к коллективному времяпрепровождению? А чтобы двор манил, он не должен походить на бесхозную свалку!
Символично на фоне этих мыслей о подрастающем поколении и нынешнее бытие главного детского храма Пензы, известного всем по своему изначальному названию как Дворец пионеров. Чтобы подняться на холм, нам пришлось карабкаться по абсолютно разрушенной лестнице. Немногим лучше сохранилась и парадная лестница, ступени которой рассыпаются на глазах. И если жарким летом корреспондент «МЛ» чуть не свернул себе шею, добираясь до входа во дворец, то каково будет школьникам зимой?
Как там в знаменитом афоризме? Мера человечности любого общества измеряется отношением этого общества к детям и старикам? Суровые времена выпали на нашу долю…
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 28, 13 июля 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024