Несовершеннолетние не отбывают срок в Пензе

«Воровать я начал с 15 лет. Первую кражу совершил в состоянии алкогольного опьянения: ночью захотел курить, залез в магазин, вытащил сигареты и пару бутылок водки. На следующее утро поймала полиция. Я получил условку - это мой второй шанс. В этот же день вечером снова залез в дом и украл даже не помню что…

Когда конвой уводил меня из зала суда, бабушка потеряла сознание, потом обняла и поцеловала в щеку, села на скамью и горько заплакала…»

«…В суде я надеялся на условное наказание, но получил два года воспитательной колонии. Прошло два дня, я сидел на карантине и плакал, думал, отпустят».

«Под вечер мы были уже все пьяненькими и подрались с двумя мужчинами. Одному пробили голову. Приехала полиция, и нас увезли. Спустя 8 месяцев меня посадили на 6 лет общего режима…»

Эти строки - выдержки из сочинений пензенских подростков, которые отбывали наказание в арзамасской воспитательной колонии.

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

«Пензенские ребята отбывают наказание в воспитательных колониях за пределами нашего региона, - рассказывает специалист по работе с молодежью Многофункционального молодежного центра Пензенской области, член Общественного совета УФСИН России по Пензенской области Наталья Дьячкова.

- Девушек до 19 лет отправляют в новооскольскую воспитательную колонию в Белгородской области, а потом - при дополнительных взысканиях и большем сроке - переводят в колонию в Республике Мордовия. А парней с августа этого года будут направлять в ижевскую колонию. Всего на данный момент наказание отбывают 6 человек из Пензы, 15 находятся в СИЗО, 10 человек направлены из воспитательной в ИК-­8 общего режима».

По словам Натальи Александровны, большинство пензенских подростков оказались за решеткой по статьям за сбыт и распространение наркотических средств, за умышленное причинение вреда здоровью, повлекшего смерть, или тяжкого вреда здоровью, кражи и др. За семь лет работы через Наталью Дьячкову прошли 140 подростков. Один раз в месяц она выезжает в исправительные учреждения для социального сопровождения несовершеннолетних, организует разнообразные культурно-­массовые мероприятия, оказывает социально­-консультативную помощь, проводит интеллектуально-­развлекательные игры, викторины, беседы.

«Моя цель - протянуть руку помощи, чтобы вернуть осужденных к нормальной жизни, - подчеркивает Наталья Александровна. - В качестве примера приведу двух молодых людей, которые прошли СИЗО, а впоследствии отбывали наказание в воспитательной колонии за сбыт и распространение наркотиков. Мы постоянно поддерживали с ними связь, а после УДО они стали участниками проекта «Стоп наркотик» и в течение трех лет мониторили Интернет, выявляя ссылки, сайты распространителей наркотических веществ, участвовали в различных акциях. Сейчас им уже по 22 года, они устроили свою жизнь, обзавелись семьями. Один работает менеджером, параллельно получает высшее образование, другой трудится на производстве. Я с ними общаюсь в соцсетях и по телефону».

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Когда Наталья Дьячкова рассказывает историю Михаила Д. (все имена изменены), слезы наворачиваются на глаза. Парень рос в неполной семье, мама страдала онкологическим заболеванием. Подросток побывал в разных компаниях, попробовал все - от сигарет до тяжелых наркотиков. В воспитательную колонию попал за сбыт и распространение наркотических средств.

Через пару лет, освободившись из мест лишения свободы, по государственной программе социального сопровождения начал обучение в автошколе. Через полгода у него случился рецидив: Д. напал на девушку, отнял у нее сумочку, кольцо и деньги. Его приговорили к двум годам лишения свободы в ИК-­7.

Все это время Дьячкова приезжала к юноше, привозила подарки, относилась к нему как к близкому человеку - очень хотелось верить, что он все осознает и встанет на путь исправления. Кстати, после того как несовершеннолетние выходят на свободу, патронаж над ними осуществляется в течение трех лет. И душевное общение не пропало даром: Михаил нашел спутницу жизни, завел семью, в январе этого года стал отцом, теперь осваивает рабочую профессию.

«А историю другой моей подопечной, Екатерины, обсуждали по всей Пензенской области, - продолжает Наталья Александровна. - Это было жестокое убийство 12‑летней девочки в одном из районов области. 14‑летняя Екатерина (на момент вынесения приговора ей исполнилось 15) на почве личной неприязни ударила ее по голове бутылкой, а 17‑летний приятель нанес жертве несколько ударов руками и ногами, палкой и камнем. От полученных травм потерпевшая скончалась на месте.

Собранные следственными органами доказательства были сочтены достаточными для вынесения приговора. Районный суд назначил молодому человеку наказание в виде 9 лет и 8 месяцев лишения свободы, а девушке - в виде 9 лет и 6 месяцев.

Как только я зашла к ней в камеру, сразу посмотрела в ее глаза. И не могу сказать, что они были полны раскаяния. Хотя осужденная и уверяла, что сожалеет о содеянном… Каждый раз, когда я переступаю порог камеры, по одному взгляду могу определить, первый раз здесь несовершеннолетний или нет. Как правило, вижу, что молодые люди испуганы, эмоционально неустойчивы, растеряны…»

15 МИНУТ

Воспитанники колонии имеют возможность раз в два месяца в течение 15 минут пообщаться со своими родными посредством видеоконференции. Родители приходят в здание Дома молодежи на улице Кирова, с каждым из них проводится инструктаж, и после этого выделяется время для личного общения. Силу эмоционального воздействия таких сеансов трудно переоценить.

Однажды, общаясь по скайпу с сыном, мужчина сообщил, что тяжело заболела мама осужденного, рассказал о том, что никак не может устроиться на работу и очень сожалеет, что его нет рядом. После этого у подростка случился нервный срыв, с ним пришлось работать психологам…

В течение года в пензенском СИЗО находится в среднем 22 подростка. Большинство - из неблагополучных семей, на первое преступление они решались ради легких денег. Одни - чтобы помочь семье купить лекарства, погасить кредиты родителей, другие искали средства на сигареты и алкоголь.

Чистую постель и трехразовое питание некоторые из них впервые увидели, лишь попав за решетку. На свободу малолетние преступники выходят со справкой об освобождении и денежными средствами в размере 850 рублей. Неудивительно поэтому, что и в данной возрастной группе есть свои рецидивисты. Один из юных пензяков уже четыре раза находился в местах лишения свободы!

Наталья Александровна уверена: молодым людям нужно быть очень разборчивыми в выборе своих друзей и знакомых. Так, один из ее подопечных по имени Александр получил срок 4 года за то, что по просьбе старшего приятеля сфотографировал на телефон несколько мест в городе: дерево в парке, детскую площадку… А вскоре выяснилось, что это места закладок наркотиков.

Другая история: две девочки 16 лет поверили рассказам неких молодых людей о сладкой жизни. «Положите наркотики всего‑то в пару мест и получите столько денег, что и потратить‑то их сразу не сможете!» - соблазняли негодяи. Один даже обещал купить квартиру в центре Пензы, а другой сулил путешествие на Мальдивы. Читать книги, газеты и журналы девчонки не любили, новости не смотрели, а потому стали легкой добычей наркодельцов. Итог такого наивного отношения к жизни - реальные сроки и сломанные судьбы.

Динара Ефимова

«Молодой ленинец», № 36, 7 августа 2021 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»

14 сентября 2021, 16:15

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024