Качество и доступность медицинской помощи в наступившем году могут ухудшиться. Об этом заявила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.
Свои опасения экс-министр здравоохранения объяснила тем, что в 2014 году некоторые направления государственной медицины, до сих пор финансируемые из федерального бюджета, передаются в ведение фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Главная опасность, по ее словам, состоит в том, что под конец 2013 года не были созданы механизмы перевода этих средств из федерального бюджета в бюджет фонда.
Хотя не было уточнено, о каких именно видах медпомощи идет речь, их легко «вычислить». С нынешнего года меняется порядок финансирования некоторых видов высокотехнологичной медицины, включая такие ставшие массовыми операции, как стентирование, эндопротезирование суставов, лечение бесплодия (ЭКО), неонатологическая помощь (выхаживание новорожденных). До сих пор такую помощь получали пациенты и в федеральных центрах (за счет федерального бюджета и так называемых квот), а в последние годы и в специализированных стационарах в регионах, уже за счет региональных бюджетов и ФОМС.
Намеченное на 2014 год «погружение» некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи в ОМС приведет к перераспределению денежных ресурсов внутри системы.
По словам главы российской Лиги пациентов Александра Саверского, с одной стороны постепенный перевод бюджетного финансирования медицинской помощи в систему ОМС происходит уже не первый год.
Но с другой, для высокотехнологичной помощи он действительно видит серьезную угрозу. Это - дорогостоящая помощь. Каким образом «вычленять» на нее средства из бюджета ФОМС, не ущемляя прочих статей расхода? Откуда брать дополнительные деньги? Особенно, если учесть, что тарифные ставки по ОМС остаются на прежнем уровне.
Так что о передаче бюджетных сумм, которые тратились на высокотехнологичную медпомощь, Фонду ОМС - речи не идет. К негативным моментам он относит и то, что до сих пор высокотехнологичная медпомощь оказывалась по так называемым квотам. То есть, деньги следовали за конкретным пациентом.
Федеральные центры значительную часть финансирования получали именно за счет квот - это стимулировало их к оказанию помощи. Каким образом будет выстраиваться их работа по новой схеме, пока уяснили не все. Но, по мнению Александра Саверского, на пользу пациентам перемены явно не пойдут.
Со стороны Минздрава, в свою очередь, последовало пояснение, что все изменения хорошо просчитывались. Во-первых, ФОМС будет возмещать стоимость проведения той или иной высокотехнологичной операции по тем же нормативам, что и бюджет. Во-вторых, переход планируется осуществлять постепенно - с нынешнего года в медстраховку включаются самые массовые виды помощи, которые уже широко оказывают в региональных медцентрах.
«Штучные» же направления (например, трансплантация, нейрохирургия и т. д.) по-прежнему остаются в ведении бюджета. Наконец, во всех территориальных программах ОМС есть жесткие сроки ожидания получения таких видов лечения - не более 30 дней. Поэтому увеличения очередей на операции в Минздраве не ожидают.
Однако в регионах опасаются, что для того, чтобы профинансировать дополнительную специализированную помощь, им придется сокращать первичные койки в стационарах. Что у нас уже происходило. А летом 2013 года, помнится, российский президент на заседании президиума Госсовета заявил, что 54-м регионам недостает более 120 миллиардов рублей на организацию бесплатной медпомощи.
Он тогда отметил, что по сравнению с предыдущим годом, когда в 66 регионах дефицит составлял 164 миллиарда, ситуация несколько улучшилась, однако серьезные проблемы все еще остаются. К тому проект бюджета на 2014-2016 годы предполагает сокращение расходов на здравоохранение в общем объеме ВВП с 3,7 до 2,6 процента.
Сергей Зимин
«Новая социальная газета», № 2, 16 января 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024