Напряженная ситуация с пригородными пассажирскими перевозками в Пензенской области, в ближайшей перспективе может стать и вовсе катастрофичной. Согласно сообщению ряда федеральных СМИ, на днях на рабочем совещании у премьера Дмитрия Медведева обсуждалась долгосрочная модель организации пригородного сообщения. Там была одобрена концепция минэкономики.
Предлагается сохранение за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры. Регионы смогут заказывать перевозку пассажиров и компенсировать убытки пригородных пассажирских компаний (ППК). Но при этом за ними впервые закрепляется право отказаться от пригородного железнодорожного сообщения вообще. Оно преподносится как убыточное. С начала года ОАО «РЖД» уже отменило более 200 электричек. И в ближайшее время их сокращения будут продолжены.
Особо подчеркивается, что ППК за пользование путями платят только 1%, остальное государство компенсирует ОАО «РЖД» в виде субсидий. Но при потребности в 32 миллиарда рублей в этом году монополия получит немногим более 24 миллиардов.
Пензенская область в некоем черном списке, в котором фигурируют наименее платежеспособные регионы, не обозначена. Тем не менее определенные проблемы с пригородными перевозками, осуществляющимися, кстати, ППК базирующимися в других регионах (ОАО «Башкортостанская ППК», ОАО «ППК «Черноземье»), имели место ранее, случаются и сейчас.
Хотя процесс экономии на электричках нашего региона коснулся не столь глобально, как в иных российских субъектах. В феврале был отменен один из электропоездов, курсировавший между Пензой и Ртищево. Несмотря на договор с «Черноземьем».
Ранее в силу определенных причин изменялось расписание электричек сообщением Пенза - Рузаевка. А недавно один из представителей «Башкортостанской пригородной пассажирской компании» заявлял о возможности отмены части поездов не только в рузаевском направлении, но и в кузнецком.
Причины, как правило, объясняются большим объемом затрат, не в полной мере компенсируемым за счет регионального бюджета. Хотя в региональном «кошельке» многомиллионные средства на эти цели предусматривались и в прошлом году, заложены и на нынешний. И, согласно заявлениям чиновников, свои обязательства пензенская сторона выполняет.
Ситуация весьма тревожна. Она основательно затрагивает интересы многих жителей региона, которые трудятся в областном центре. Для кого-то отмена электрички автоматически может означать потерю работы. Потому что пропадает едва ли не единственная реальная возможность добираться до нее. И, разумеется, возвращаться.
По некоторым данным, минэкономики предложило всем регионам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы. По той причине, что есть ряд маршрутов пригородных поездов, дублируемых этим видом транспорта. Но для нашего региона это не выход. Поскольку в иных направлениях к окончанию рабочего дня автобусных рейсов уже не предусмотрено.
Пока же с апреля у нас запланировано повышение стоимости проезда в электричках. Она составит 14 рублей вместо 12 для первой зоны. Попутно запланировано изменить в сторону уменьшения перечень категорий граждан, имеющих льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пензенской области.
Сергей Зимин
«Новая социальная газета», № 11, 20 марта 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024