Бой Кремлевских курантов на Спасской башне в полночь, 31 декабря, традиционно символизирует наступление Нового года - мощные ритмичные удары секунда в секунду отзываются в нас потрясающим ощущением новизны и волшебства.
Пензенские «куранты» хоть и не возвещают всему миру о приближении главной ночи года, но и по сей день остаются одной из самых узнаваемых достопримечательностей нашего города.
В любом современном издании о Пензенской области всенепременно найдется пара фотографий знаменитой гостиничной высотки на Привокзальной площади. Это первое, что видит приезжий люд, ступая на гостеприимную Сурскую землю.
Гордость вокзала станции Пенза-I закреплена на высоте 45 метров. Пензенские «куранты» - подарок нашему городу от часовых дел мастеров из Армении. Изготовлены они были в 1974 году. Спустя год опытные альпинисты наконец водрузили часы на стену новой привокзальной гостиницы.
Уникальный часовой механизм отчеканен из красной меди и украшен горельефами с изображением знаков зодиака. Вот только в отличие от гостей нашего города редко кто из пензенцев замечает эту красоту: голову поднять некогда, все спешка да суета...
Может быть, местный хранитель времени откроет нам сокровенные тайны главных башенных часов города? Владимир Тимошин - старейший сотрудник вокзала станции Пенза-I. Вот уже на протяжении 35 лет старший электромеханик - бессменный часовщик железнодорожного вокзала Пензы-I. Под его неусыпным контролем работа почти сотни часовых механизмов, отсчитывающих секунды до прибытия и отправления поездов.
- Мы находимся на десятом этаже привокзальной гостиницы. Здесь расположено техническое помещение, где установлен механизм наших главных башенных часов. Его вес ни много ни мало - 85 килограммов. Длина стрелок - в человеческий рост: часовой - 1 м 40 см, минутной - 1 м 75 см. Диаметр часов - 3 м.
Механизм состоит из множества деталей, за которыми необходим систематический уход. И простой смазкой тут не обойдешься: надо знать назначение каждой детали, чтобы поддерживать в исправности целую систему.
Нельзя допустить, чтобы часы «убежали» или, напротив, замедлили свой ход - станционное время обязано быть максимально точным. Ведь по нему сверяются все службы нашего отделения железной дороги и, разумеется, пассажиры.
Правда, немного лукавит наш собеседник насчет абсолютной точности своих «подопечных»: без ежедневной регулировки часы вокзальные могут и поспешить, и чуточку поотстать - в зависимости от погодных условий и температуры воздуха. Особо внимательные горожане обязательно заметят это минимальное отклонение - на полторы-две минуты, но не более.
Помнится, как-то накануне Нового года наша шумная молодежная компания, собравшись в увлекательное путешествие вслед за любимым хоккейным клубом (на выезд, значит), назначила встречу под пензенскими «курантами» - ровно в 22.00 мы должны были тронуться в путь.
Вокзальные часы показали это время. Большинство из фанатов не имело ни малейшего понятия о временных заморочках городской достопримечательности: поспешив занять места в «ГАЗели», отъезжающие принялись торопить водителя - дорога предстояла неблизкая. А он, совершенно спокойно взглянув на громадный циферблат, вдруг объявил: «Так мы же еще наших опоздавших забрать успеем - без двух минут десять только на моих наручных. А я их по приемнику сверял».
Однако сами железнодорожники только бы посмеялись над незадачливыми болельщиками: специалисты РЖД ни в коем случае не станут сверять время по личным наручным часам или часам в мобильном телефоне - только по показаниям задающей часовой станции (первичным часам). Раз в минуту они подают импульс на основной часовой механизм - и как раз в этот момент мы можем увидеть небольшое движение стрелок на пензенских «курантах».
- Наши часы - главный «свидетель» в разрешении конфликтов с участием пассажиров, - объясняет Владимир Тимошин. - Им всегда нужно помнить, что мы ориентируемся исключительно по времени первичных часов - по ним работают все остальные часовые механизмы вокзала. Время, которое показывают личные часы пассажиров, не берется в расчет ни при составлении претензий к кассирам, ни при рассмотрении жалоб от граждан, опоздавших на свой поезд.
Алла Капитурова
«Наша Пенза», № 1, 29 декабря 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024