Земля забирает, земля отдает

На территории музея-заповедника «Тарханы» обнаружен надгробный памятник из розового гранита.

Произошло это во время хозяйственных работ возле сельской церкви Михаила Архистратига. К счастью, надпись на нем хорошо сохранилась: «Николай Никанорович Щетинин скончался 26 ноября 1885 года».

КАРТОЧНЫЙ ДОЛГ

Научным сотрудникам музея это имя было знакомо: семья чембарских помещиков Щетининых принадлежала к дружескому тарханскому окружению Арсеньевых.

Отец Николая Никаноровича, коллежский асессор, владел несколькими десятками крепостных душ в селе Веденское Камынино Чембарского уезда. Он был ровесником бабушки Михаила Лермонтова - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Общался с ней и ее мужем Михаилом Васильевичем. И, возможно, был свидетелем того, как последний проиграл в карты свою «благоприобретенную» чембарскую землю помещику Норову.

Во всяком случае, 18 июля 1807 года Никанор Николаевич в качестве свидетеля подписал «подаренную запись» на землю в пустоши Булатовой в урочище Ключи, данную гвардии поручиком М. В. Арсеньевым капитану Н. Е. Норову.

В документе не написано, что это был карточный долг. Такое предположение сделал лермонтовед В. П. Арзамасцев, размышляя о том, что за нужда была Арсеньеву делать Норову такой дорогой подарок.

ДРУГ И СВИДЕТЕЛЬ

В сентябре 1807 года Никанор Николаевич «свидетелем был и руку приложил» под духовным завещанием Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, по которому она, в случае своей смерти, делила свое имение, состоящее из села Никольское (оно же Тарханы) с крепостными крестьянами, в равных долях между мужем и дочерью.

Но Михаил Васильевич, как известно, скончался раньше своей супруги, оставив ее вдовой на 37-м году жизни.

23 июня 1845 года Никанор Николаевич в качестве чембарского уездного судьи подписал последнее духовное завещание Арсеньевой, передающее права на ее наследство ее младшему брату Афанасию Алексеевичу Столыпину.

НИКОЛЕНЬКА

У Никанора Николаевича и Марьи Афанасьевны Щетининых были сыновья Александр и Николай.

Николай Никанорович родился около 1817 года. Он был сверстником Лермонтова и, по дружеству семей, возможно, входил в его детское окружение. Судьба связала его с сельцом Апалиха, что близ «Тархан» (ныне часть территории музея-заповедника).

В 1873 году сын губернского секретаря Николая Никаноровича Щетинина (тоже губернский секретарь) Александр Николаевич Щетинин купил Апалиху у родственников Арсеньевой. Щетинины отремонтировали и подновили старый дом, в котором Николай Никанорович и доживал свои последние годы.

ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА

Что же касается истории находки, то она такова. Как установили научные сотрудники музея-заповедника, на старом тарханском церковном погосте перед самым алтарем стояли два мраморных памятника: один из черного мрамора - тарханскому управляющему П. Н. Журавлеву, и второй из розового - помещику Щетинину из Апалихи.

Но в 1935 году церковную ограду разобрали и кирпич увезли. Захоронения оказались в безнадзорном состоянии. Постепенно они целиком ушли в землю. И вот нечаянный случай помог обнаружить затерянную могилу Н. Н. Щетинина. Предполагается, что надгробный памятник будет вновь установлен на прежнем месте.

Татьяна Кольян

«Пензенская правда», № 72, 24 сентября 2013 г.

26 сентября 2013, 11:41

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024