Индия: как стать счастливым и безгрешным

Павел Мелизов ездит в Индию, чтобы обрести душевную гармонию.

Духовные паломничества в азиатские страны из года в год набирают все большую популярность среди россиян, в том числе и пензенцев. Люди месяцами живут в ашрамах Индии, ищут загадочную Шамбалу в Непале, покоряют вершины Гималаев…

Зачем они это делают? Как потом меняется их жизнь? Своим опытом делится Павел Мелизов, который четыре раза побывал в Индии и однажды пытался добраться до Кайласа.

Павел - обычный парень. Получает высшее образование по психологии, работает в интернет-издательстве.

- Путешествия в западные страны меня никогда не привлекали, - размышляет он. - Я знал: как только появятся средства, отправлюсь в Индию. Было чувство, что с этой страной у меня какая-то мистическая связь, нужно туда поехать. Предчувствие не обмануло.

БОГ В КАЖДОЙ ЛАВКЕ

В Индии большинство населения глубоко религиозно: практически 80% жителей страны исповедуют индуизм. Вера в мифы и легенды, поклонение богам (которых там насчитывается несколько тысяч) являются образом жизни.

- В каждом доме установлен алтарь, буквально в каждом магазине и каждой уличной лавке продаются изображения божеств. Да что там, даже любители граффити рисуют на заборах Кришну или Раму, - говорит Павел. - В общем, все напоминает о том, что мы пришли в этот мир на время, что нужно помнить о душе, о своей вечной природе и волноваться только об одном - об отношениях с Богом. Поэтому не случайно именно сюда люди едут за духовным развитием и просветлением.

Правда, для этого придется преодолеть себя. Первое, что бросается в глаза в Индии, - нищета и грязь.

- Нам говорили, что на эту страну нужно смотреть не так, как на европейские государства, - вспоминает Павел. - На Западе туристы могут восхищаться идеально чистыми улицами, «голливудскими» улыбками, порядком. Здесь все иначе. Если в Индию едет человек, для которого важнее материальное, его с первого же дня начнут раздражать стаи попрошаек, антисанитария, странные традиции...

Нужно подготовиться к тому, что внешнего комфорта здесь не будет.

- Практика показывает: если человек концентрируется на духовном, ему все равно, что мир вокруг не идеален, - продолжает молодой человек. - Я и за собой много раз замечал: когда находишься в медитации, все внешнее теряет значение. Но это неспособны ощутить люди, для которых комфорт на первом месте.

Они приезжают в эту страну с позицией потребителя: мол, деньги заплатил - теперь все должно быть так, как я хочу. Тратят много энергии и нервов на то, чтобы подогнать условия под себя. И уезжают очень недовольными, рассказывая всем, что в Индии делать нечего.

ПОДЕЛЯТСЯ ПОСЛЕДНЕЙ ЛЕПЕШКОЙ

Кажется, все индусы рождаются с пониманием, что нужно жить «здесь и сейчас» и придавать значение только одному - любви.

- Они настолько радушные, открытые, улыбчивые, что вначале невольно становится не по себе, - вспоминает Павел. - Ведь многие живут в сараюшках, которые жильем-то назвать сложно. И при этом счастливы. Европейцы видят в этом подвох: ведь многие из нас недовольны жизнью, имея счет в банке, квартиры, несколько машин.

С непривычки от этого может защемить сердце: когда, например, совершенно чужой для тебя человек ведет себя так, как не ведут близкие люди на родине.

- Рикши (уличные перевозчики. - Авт.) могут вас довезти до нужного места совершенно бесплатно, нищая семья - поделиться последней лепешкой, а первый встречный - несколько часов помогать найти нужное место, - рассказывает Мелизов. - Довольно быстро я понял, что для них главное не деньги, а отношения.

Помню, долго выбирал кулон с восточным символом «ом», стоил он дороговато. Я даже не просил хозяина сбросить цену, но он назвал сумму в 2,5 раза меньше - просто захотел сделать мне подарок. После этого невольно рождается ощущение, что нищие на самом деле мы, а не они.

ЖИЗНЬ БЕЗ ХОЛОДИЛЬНИКА

В Индии нет холодильников (исключение - современные комфортабельные отели в больших городах). Пищу готовят непосредственно перед употреблением. Она простая, в основном вегетарианская, практически всегда один и тот же набор продуктов: сыр, молоко, рис, горох, овощи. Все это употребляется в различных сочетаниях, с большим количеством специй.

- После первой же поездки я стал вегетарианцем, - признается Павел. - Я понял, что любое существо, даже маленький жучок, достойно того, чтобы жить. К тому же я увидел, насколько разнообразное меню может быть у тех, кто не ест мяса. Страх, что в рационе останутся только рис и картошка, просто смешон.

В индийских лавках сложно отыскать традиционный для нас набор продуктов. Колбасы, консервы или макароны здесь не найти. В основном продаются овощи, фрукты, крупы, зелень, специи. Индийская кухня довольно своеобразна, и российскому или европейскому туристу нужно некоторое время, чтобы к ней привыкнуть.

- Блюда здесь овощные, очень острые, - объясняет Павел. - Когда туристы в кафе просят: «Плиз, ноу спайси!» («пожалуйста, без специй!»), приносят блюда, от которых все во рту горит. А кушанья «со специями» наш желудок переварить просто не в состоянии…

Смывали груз с души

Особое впечатление в Индии производят храмы. В них приходят семьями и большими группами, среди которых много молодежи, детей. Люди не просто идут - они торопятся в храм, как будто куда-то боятся опоздать.

Храмами называют как огромные сооружения, так и маленькие, состоящие всего из одной комнатки.

- Русские паломники ездят по стране группами от 20 до 150 человек, - рассказывает Павел. - Больше всего, конечно, москвичей и питерцев, людей из городов-миллионников. Встретить земляка в таком путешествии практически нереально. Со мной такого не случалось ни разу.

За четыре поездки пензенец посетил множество мест. Он участвовал в Кумбха-меле в Аллахабаде - это большой фестиваль, собирающий миллионы людей со всего мира для духовной трансформации.

Побывал в Джайпуре - столице штата Раджастан, которую называют «розовым городом» из-за того, что при ее строительстве использовался камень розового цвета. Жил в Ришикеше, который считается мировой столицей йоги - в ашраме «Пхул Чатти» (в переводе - «цветущий приют»). Он расположен у самого подножия Гималаев, окружен цветущими рощами и манговыми деревьями.

- Бурные потоки священного Ганга омывают твои ноги чистыми водами, - рассказывает путешественник. - Считается, что омовение в этой реке очищает судьбу. Мы приходили к ней каждый день, занимались йогой на берегу, открывались ветру и солнцу, купались - и словно смывали тяжелый груз с души.

Еще он несколько недель жил в этом очень популярном месте у русских туристов в ашраме Саи Бабы. Это самый известный индийский гуру, которого почитали как живое божество, духовного учителя и чудотворца.

Каждый день в ашраме проходят разговоры о духовном: свамиджи (духовный учитель. - Авт.) проводит встречи с народом. Все происходит в огромнейшем зале, рассчитанном на тысячи человек. А вообще, туда можно прийти в любое время и помолиться или помедитировать, либо просто посидеть в тишине.

- В целом атмосфера ашрама удивительная, - вспоминает Павел. - У многих происходит кардинальный переворот в мировоззрении. При этом человеку не навязывается никакое религиозное учение. Там абсолютная свобода действий и мыслей.

САМОЕ ЗАГАДОЧНОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ

Особое место в паломничествах Павла заняла поездка на Кайлас (Гималаи).

- Обход вокруг горы Кайлас, одного из главных оккультных мест на земле, называется «кора», - объясняет Павел. - Это обряд, который очищает карму от результатов дурных поступков.

Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа очищает от грехов, а 108-кратный обеспечивает переход в нирвану уже в этой жизни. Не знаю, что насчет 108 раз, но даже один мне дался довольно тяжело.

Индуисты верят, что Кайлас - центр всего мироздания, что там живет всемогущий бог Шива, а расположенное рядом озеро Манасаровар священно.

Подножие Кайласа расположено в 4,5 километра над уровнем моря. Высота огромная! Добраться туда не так-то просто.

- На подступах к горе, в городе Сага, случилось что-то непонятное, - вспоминает молодой человек. - В ту ночь почти никто не спал, у всех были разные симптомы горной болезни: у кого-то болела голова, кому-то было трудно дышать. Ни с того ни с сего я начал смеяться и никак не мог остановиться. Явных причин для смеха не было, наоборот, я чувствовал что-то мистическое и странное. Эта ночь останется в моей памяти навсегда.

Кору Павел вместе с группой совершил за 3 дня: это 54 километра высокогорной местности.

С несколькими туристами они пытались подняться выше, но буквально за несколько минут поднялся ураган, пошел снег, начал дуть ветер, который сбивал с ног. Хотя весь день погода стояла идеальная: светило солнце и небо было светло-голубое, без облаков. Путники решили, что дальше их не пускают высшие силы, потому что сознание еще не готово. Повернули назад.

А еще было омовение в озере Манасаровар - настоящее испытание. Температура воды всего 4 градуса, на небольшой глубине немели ноги, а ведь нужно было пройти достаточно далеко, чтобы окунуться полностью. Зато после этой аскезы многие почувствовали удивительную легкость в теле и на душе.

- Я в этом месте потерял очки, которые носил всю жизнь, - вспоминает Павел. - Больше они мне не понадобились! На местном рынке у меня украли дорогой фотоаппарат, поэтому не осталось ни одной фотографии из поездки, но не это главное.

Нас предупреждали, что путешествие на Кайлас перевернет нашу жизнь… И это в самом деле так. Например, у меня открылись творческие способности, я начал писать стихи и прозу. Вообще, жизнь стала намного полнее и счастливее оттого, что изменился взгляд на мир.

Я проще отношусь к черным полосам, которые время от времени приходят, стало намного меньше негативных эмоций, да и просто поводов для раздражения.

СВЯЩЕННЫЕ КОРОВЫ

Индусы проявляют любовь, сострадание и милосердие ко всему живому, а не только к людям. Именно поэтому основная масса населения придерживается вегетарианства.

- Например, корову там чтут, будто мать, потому что ей присущи такие качества, как доброта, мудрость и спокойствие. Как можно убить мать, чтобы съесть? Для верующих индийцев - это нонсенс, - объясняет Павел.

- Даже если вы въезжаете в страну как турист, вам запрещается кричать на корову, бить ее и тем более есть говядину. Корова может бродить где угодно, даже по самым оживленным улицам больших городов. Может спокойно зайти в храм, и никому не придет в голову выгнать ее.

Такое же уважительное отношение у индусов к обезьянам, особенно живущим в местах паломничества. Есть поверье, что в их телах обитают души святых людей, которые живут на земле в последний раз.

- Животные настолько привыкли к тому, что люди их кормят, что нагло выпрашивают еду, а если не получают желаемого, становятся агрессивными и могут даже укусить, - рассказывает Павел. - Бывает, забираются в номера отелей, портят вещи и продукты.

Ирина Балашова

«Пензенская правда», № 30, 26 июля 2016 г.

27 июля 2016, 13:43

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024