Лучшую пьесу Александра Островского поставил на сцене пензенского театра драмы московский режиссер Александр Баркар.
14 октября состоялась премьера «Бесприданницы». И хотя режиссер заявлял, что спектакль будет выдержан в традиционных рамках, Баркар все же постарался приблизить историю к современности, по крайней мере по части костюмов, пластики и некоторых других деталей.
ОСТРОВСКИЙ ПЛЮС ГРИН
Никакого тяжеловесного купеческого быта - все легко и воздушно. В качестве главной декорации и символа спектакля выбран парусник, по ходу постановки окрашивающийся в розовые цвета, да и отрывки из «Алых парусов» Александра Грина звучат неслучайно.
Лариса - неземное существо, в ней «этого житейского нет», она создана для блеска. И режиссер это увидел и решил придать ей черты гриновской Ассоль, но так и не дождавшейся воплощения в жизнь девичьих грез.
Видимо, для придания истории романтизма актеры говорили реплики нараспев и двигались словно в кордебалете. Правда, смотрелось это как-то схематично, возникали ассоциации со спортивными пирамидами 20-х годов: «делай раз, делай два».
За беглыми репликами постоянно передвигающихся по сцене актеров не чувствовалось назревающего конфликта между миром чистогана и поэтической душой женщины, верящей в любовь и страстно ищущей ее.
КЛАССИКА ВЗЯЛА СВОЕ
Однако классика на то и классика, что она берет свое. Во втором акте действо постепенно выровнялось, в воздухе запахло трагедией, эмоции стали пробиваться сквозь заученные рисунки играемых актерами ролей.
Форма уступила место содержанию, чувствовалось, как зал задышал в унисон с актерами, напряженно следя за развитием сюжета.
Очень хорош был в роли Карандышева Николай Потапов. То искренний в своей любви к героине, то жалкий в своем тщеславии, он вызывал гамму чувств - от сопереживания до презрения.
Настоящего плейбоя - холодного, расчетливого, безжалостного - сыграл Артем Давыдов, выступив в образе Сергея Паратова.
МУЖЧИНЫ РАЗЫГРАЛИСЬ…
Как ни странно, Лариса (ее играла красавица Анна Арзямова) на протяжении почти всего спектакля оставалась в тени героев - вплоть до последних сцен. Только в них актрисе удалось показать зрителю и характер, и мироощущение своей героини.
Хотя режиссер говорил, что ему интересно делать постановку именно о женщинах и в данном случае он поставил спектакль о Ларисе Огудаловой, мужчины-актеры все же перетянули одеяло на себя. В их числе и Владислав Матюкин в роли Робинзона.
Оценивать работу по первому спектаклю не совсем правильно. Но уже можно с уверенностью сказать, что он сделан на хорошем уровне и нашел отклик в душах посмотревших его зрителей.
Галина Исайчева
«Пензенская правда», № 42, 17 октября 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024