Почему учителя получают по-разному?

В конце прошлой недели в Пензе прошел областной съезд учителей. В нем приняло участие более 500 педагогических работников. Два дня они обсуждали проблемы образования, в том числе размышляли над тем, как сделать зарплату достойной и справедливой.

ПОДТЯНУЛИ...

Не секрет, что существующая сейчас в образовании система начисления заработной платы не вызывает ничего, кроме негативных эмоций. Причем это происходит по всей стране. Разрыв в доходах как между самими учителями, так и между учителями и чиновниками приводит к непониманию и обидам.

Так, на одном известном российском сайте педагоги (причем преимущественно мужчины), рассуждая о проблеме глобально, винили отнюдь не своих коллег с большой зарплатой, а тех, кто им эту зарплату начисляет. Высказывались блогеры довольно резко:

Сергей:

Зато у Миллера («Газпром») доход 25 млн долларов в год. Он руководитель госкорпорации. Ему платит фактически государство. И нам тоже платит государство. Вот и делайте выводы.

Владимир:

Мы даем стране умных и грамотных людей. Судя по нашей зарплате, они никому не нужны.

Справедливости ради стоит сказать, что вопрос повышения благосостояния педагогов поднимался не один раз. Причем на самых разных уровнях. Для того чтобы материально поддержать учителей, перед регионами была поставлена задача приблизить среднюю зарплату в образовании к средней зарплате в экономике.

По данным регионального министерства образования, в 2010 году средняя зарплата учителей в нашем регионе составляла 8 тыс. 513 руб., в 2011 году - 13 тыс. 164 руб. Сейчас она равна 17 тыс. 256 руб.

ДОЛОЙ ЛЮБИМЧИКОВ!

Почему один учитель получает 39 тысяч рублей, а другой 10-12, не понимают педагоги.

«Многие полагают, что среднюю зарплату подсчитывают, складывая доход администрации школы и простых учителей, - поясняет министр образования Светлана Копешкина.

- Но в подсчеты входит только зарплата рядовых педагогов. Да, она у всех разная и зависит от объема работы, которую они выполняют. Мы специально ушли от уравниловки, чтобы у педагогов был стимул работать с большей отдачей».

Зарплата учителя формируется из базового оклада (70%) и стимулирующих выплат (30%). Если с базовым окладом все прозрачно (он равен 4 тысячам 123 рублям), то стимулирующие выплаты вызывают вопросы. Главные из них: каким образом происходит распределение денег и почему в одном коллективе все получают по-разному? Многие, рассуждая о сложившейся несправедливости, упоминают любимчиков директоров школ, которые снимают все пенки.

В каком объеме и за что платить надбавки, каждая школа определяет самостоятельно. Дабы избежать перекосов, министерство образования разработало рекомендации, с которыми должен быть ознакомлен каждый школьный учитель. Но они, судя по всему, проблемы не решают.

«Распределением стимулирующих выплат должны заниматься профсоюзы или специальные комиссии, а не директора школ, - считает замминистра образования Гузяль Баткаева. - Кроме того, директор не имеет права в ущерб учителю вести уроки, ему положено только полставки».

В области есть педагоги, которые получают и по 40 тысяч рублей. Но задача модернизации была не в том, чтобы они вели по 40 уроков в день, а в том, чтобы они занимались дополнительной воспитательной работой с детьми и давали реальные результаты.

Иван Котельный

«Аргументы и факты - Пенза», № 5, 30 января 2013 г.

30 января 2013, 11:44

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024