Немец Маркс или пензяк Бадигин?

Публикуя материал о новой «прописке» бюста Карла Маркса в микросквере, что на углу улиц Лермонтова и Куйбышева (№ 39 «МЛ»), редакция и не ожидала, что данная тема вызовет живейший отклик у наших земляков. Свое мнение по этому поводу есть и у пензенского краеведа Сергея Коробова.

ДВА КОНСТАНТИНА

Прекрасные и правильные слова можно прочитать на баннерах родного города: «Сохраняя прошлое, создаем будущее». Но вряд ли мы поступаем правильно, когда собираемся установить бюст основоположника научного коммунизма рядом с домом, в котором родился наш земляк, Герой Советского Союза, прославленный полярник, писатель Константин Бадигин. Маркс к этому дому не имеет никакого отношения. А каждое известное имя должно быть как-то привязано к месту, с коим оно связано.

Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов преподавал в дворянском институте, познакомился здесь с Марией Александровной Бланк, матерью Владимира Ильича, поэтому не случайно во дворе 1-й гимназии им установлен памятник.

Напротив литературного музея поместили бюст В. Г. Белинского, поскольку ранее здесь находилось учебное заведение, где учился уроженец Чембара. Список можно продолжить...

Несомненно, бюст Маркса, выдающегося мыслителя, экономиста, философа, должен быть восстановлен в Пензе, так как он был первым не только в России, но и в Европе. Между тем находиться он должен не возле дома Бадигиных, а наверху улицы, носящей его имя, перед входом в парк, где проходили первые революционные маевки и где, как писал «МЛ», и должен был быть установлен второй вариант памятника Марксу.

На месте же, в котором недавно заложили камень под постамент и бюст автора «Капитала», должен быть установлен памятник деду Константина Бадигина - Константину Андреевичу Бадигину. Имя его сегодня несправедливо забыто пензяками.

В 1980-е годы, работая над созданием музея историка В. О. Ключевского, я не раз встречался в Фонде культуры СССР с Георгом Мясниковым и много узнал о фамилии Бадигиных. Георг Васильевич давно вынашивал планы организовать в нашем городе на улице Куйбышева музей, посвященный представителям этой семьи. Смутные 1990-е, а далее смерть самого Мясникова порушили эти замыслы.

Сегодня благодаря руководству области и усилиям завода «Химмаш» дом Бадигиных восстановлен после пожара и приобрел первоначальный вид. На части его площадей будет открыта экспозиция в память о полярнике Константине Бадигине, но не лишне вспомнить и о Константине Андреевиче, чьи заслуги перед сурским краем огромны.

НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ ВРАЧ

Выходец из крестьянской семьи, Константин Бадигин-старший стал врачом губернской земской больницы и организовал здесь глазное отделение. Начал проводить операции, сделав их за 10 лет свыше 5 000, в основном по удалению катаракты. Радовался, словно ребенок, когда подбирал землеробам и простым горожанам очки. В любую погоду, в грязь и слякоть, в лютые морозы и снежные бураны спешил к деревенским мужикам и бабам, чтобы оказать им необходимую медицинскую помощь.

«Он считал это своим долгом и поступал по совести, по-христиански, по обещанию врача», - вспоминала его супруга Елизавета Григорьевна. Имя Константина Андреевича в конце XIX и начале XX веков было настолько известно в губернии, что во многих крестьянских семьях даже бытовало поверье: хочешь вылечиться, езжай к «чикарлейскому дохтуру» (Чикарлейка - место рождения К. Бадигина).

Помимо глазных операций пензяк успешно принимал роды, проводил ампутации рук и ног больных. За помощью к нему в Пензу ехали из Самарской и Саратовской губерний, Симбирска, Казани, Уфы, за тысячу верст из заснеженной Сибири!

А еще Константин Бадигин передавал свои знания ученикам в фельдшерской школе. Будучи гласным, принимал участие в земских собраниях, не раз вставал на защиту неимущих.

Известен случай, когда, заступаясь за безвинно осужденных мужиков, доктор за свои деньги выписал из Петербурга присяжного поверенного, и тот освободил страдальцев из тюрьмы, где они томились уже целый год. Жертвовал деньги на строительство избы-читальни, сельской школы.

В доме Бадигина на Верхней Пешей улице всегда было многолюдно от приехавших больных, которых он принимал здесь же. «Лиза, надо этих мордвов накормить и оставить ночевать», - отдавал распоряжения супруге Константин Андреевич.

Вот такой он и был - надворный советник, врач губернской земской больницы! Разве он не заслуживает памятника возле своего родного дома, в котором жил и родился, в котором родился его легендарный внук?

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 41, 8 октября 2013 г.

10 октября 2013, 14:28

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024