Итак, свершилось. Новый эксперимент в сфере образования в виде сверхдосрочной сдачи ЕГЭ, о котором мы упоминали ранее, начался.
Его отправной точкой можно считать 3 декабря, когда выпускники школ 2015 года писали итоговое сочинение или изложение (дети с ограниченными возможностями). Немногим ранее, 20 ноября, пензенские школьники писали пробное сочинение. И в целом, говорят, справились неплохо. Но это была так, легкая разминка, от которой по большому счету ни тепло ни холодно. Куда более значимым было действо, прошедшее именно в третий день первого зимнего месяца.
За право получить вожделенный «зачет» в школах Пензенской области боролись порядка шести с половиной тысяч человек. Пять тематических направлений были известны заранее, еще до пробных сочинений. Конкретные же темы для Пензенской области стали известны, как и планировалось, за 15 минут до старта написания сочинений: «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю» (по одному или нескольким произведениям Лермонтова); «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина); «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»; «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»; «Что важнее: любить или быть любимым?».
Из всего этого многообразия школьникам надлежало выбрать одну тему. В качестве рекомендуемого был обозначен объем от 350 слов. Менее же 250 грозило «незачетом».
Несколько любопытным выглядело следующее пожелание: «В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте ее на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал)». Возникает следующий закономерный, на мой взгляд, вопрос.
Почему человек (в данном случае потенциальный выпускник) фактически обязывается формулировать СВОЮ позицию, чтобы аргументировать ее на основе ЧУЖИХ мыслей, пусть, может, и великих людей? Разве возможно таким образом проверить способности человека мыслить самостоятельно, что было обозначено в качестве одной из целей, преследуемых итоговым сочинением?
Дополнительный стресс на школьников накладывался ввиду того, что, по плану разработчиков данного мероприятия, итоговое сочинение (изложение) является ничем иным, как допуском к государственной итоговой аттестации.
Напомним: для тех, кто 3 декабря получил «незачет», предусмотрены две возможности повторного написания сочинений или изложений. Но воспользоваться можно будет лишь одной из них. Если только чиновники от образования вдруг не вознамерятся по ходу учебного года поменять каким-нибудь образом правила игры. В качестве ближайшего срока пересдачи значится 4 февраля 2015 года. И здесь уж, как говорится, пан или пропал. «Стресс одного дня» обеспечен будет уже по полной программе.
Между тем уже на 14 февраля, согласно проекту приказа российского минобра, намечена первая сдача ЕГЭ по двум предметам - русскому языку и географии. Впрочем, в данном случае стоит сделать оговорку. Традиционно ЕГЭ пройдет в два этапа - досрочный и основной. Досрочный в целом стартует на месяц раньше, чем в предыдущие годы, - 23 марта. Это является дополнительным новшеством текущего учебного года. При этом русскому с географией в этом плане подфартило еще больше.
Кто-то при желании сможет «отстреляться» уже в День святого Валентина. В большей степени, правда, это касается выпускников прошлых лет и тех, кто получил ранее справку вместо аттестата о среднем общем образовании. Но кроме них, как поясняет областной минобр, это могут быть обучающиеся одиннадцатых (двенадцатых) классов, имеющие годовые оценки не ниже удовлетворительных по всем предметам учебного плана за предпоследний год обучения. Ну а для тех, кто не захочет «сдаваться» по упомянутым двум предметам в феврале, предусмотрен обычный досрочный этап вместе с другими предметами.
Сергей Зимин
«Новая социальная газета», № 45, 4 декабря 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024