Этим летом мы с подругой отправились на Светлую Поляну за черникой. Есть там богатые места, где за несколько часов при определенной сноровке можно набрать литров пять.
«Ты же знаешь, я змей боюсь, - напомнила Маша, заходя под ветви сосен. - Надеюсь, мы их сегодня не встретим». «Не беспокойся, - беспечно махнула я рукой, - здесь я ни разу не видела гадюк, только ужи встречаются, да и то редко».
Через минуту раздался вопль. «А-а-а-а! Змея, змея! Ты же говорила, что их здесь нет!» - вопила Мария. На обочине грунтовой дороги на солнышке грелся средних размеров уж. Маруся захлопала в ладоши: «Кыш, кыш!» «Ты лучше потопай», - посоветовала я. Подруга с перепугу аж несколько раз подпрыгнула, и ужик лениво скользнул в придорожную траву.
«Как тебе не стыдно, перепугала животинку», - упрекнула я Марусю. «Да-а-а, а чего он тут разлегся?» А я подумала: хорошо, что мы спугнули змейку, пока она не попала под колеса какой-нибудь случайной машины.
Ужи в пензенских лесах не редкость. Часто они встречаются близ водоемов, у болот, на травянистых полянах. Мне приходилось видеть, как эта змея прикидывается мертвой: в конвульсиях переворачивается вверх брюхом и замирает, а из раскрытой пасти вываливается язык. Оставишь ее в покое - она тут же оживает и уползает.
В 90-х годах в тех же краях мой сын-школьник отдыхал в лагере, и я забрала его из отряда на несколько часов. Мы пошли на пляж и поймали здоровенного ужа. Восторгу сына не было предела: он долго рассматривал рептилию (кстати, обрызгавшую его зловонным составом), а потом отпустил в воду и пошел отмываться.
А однажды в этом лесу я услышала странные, ни на что не похожие звуки: что-то вроде тихого «вяк... вяк... вяк...». Смотрю - уж пытается проглотить крупную лягушку, а та издает такое вяканье. Я освободила пленницу, и та быстро ускакала. Прости, ужик, что остался без обеда! Впрочем, «диету» змеи способны спокойно переносить несколько дней.
Сейчас, в сентябре, ужи готовятся к зиме. Уже в конце лета они начинают искать подходящие для залегания места. Как правило, змеи предпочитают естественные укрытия: пустоты под корнями деревьев, трещины в скалах, прогнившие пни, норы грызунов. Но могут они заползать в подвалы и погреба, занимать компостные кучи на дачных участках. В убежище уж может быть не один - иногда там собирается до нескольких десятков змей, причем даже разных видов.
С приходом холодов жизненные функции пресмыкающихся затормаживаются, температура тела снижается до +2…+4 градусов, пульс замедляется, обмен веществ минимизируется. В таком состоянии они проводят время с октября-ноября по март-апрель.
С наступлением тепла ужи просыпаются, выползают на поверхность и греются на солнце рядом с убежищами, а через несколько дней расползаются из своих укрытий. Так что сейчас вероятность встретить ужа в лесу или на даче сводится практически к нулю.
Ольга Терехина
«Пенза плюс ТВ», № 36, 9 сентября 2025 года
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2025