В первый день работы книжной ярмарки, 13 сентября, прошел круглый стол на тему «Идентичность писателя в условиях глобального мультикультуризма: национальная литература сегодня».
Участниками были писатели: Денис Драгунский, Михаил Елизаров, Мариам Петросян. Модератор - литературный критик, теле- и радиоведущий Константин Мильчин.
Константин Мильчин вел себя как нормальный ведущий телешоу, т. е. как балагур со стажем. Михаил Елизаров принимал эффектные позы и подолгу не отдавал микрофон. Мариам Петросян держалась в тени. Денис Драгунский говорил разумные вещи, излагая свои мысли ясно и последовательно.
Аудитория в обсуждении не участвовала. Несмотря на попытки Дениса Драгунского. Не готова оказалась. Но слушала с большим вниманием.
Что же такое национальная литература, а именно русская литература? Ответ в узком смысле дал Денис Драгунский: это литература, написанная русским, на русском и для русских. Но такое, по его же словам, трудно себе представить. Если толковать расширительно, по его же мнению, - пишешь по-русски, значит, русский писатель.
Денис Драгунский дал полезную для непросвещенных классификацию (не все могут с ней соглашаться). В русской литературе было много этапов: она была народная, византийская, потом начались европейские переходы, первый из которых закончился Пушкиным. То, что он по стилистике, поэтике и кругу проблем типичный писатель XVIII в., не делает его менее великим.
Оригинальная же русская литература - великая русская литература - началась Гоголем и закончилась на Чехове. Ее характеризуют почвенничество, народолюбие, демократизм, антигосударственничество, духовные искания, морализм, целомудрие, проповедничество и явное преимущество содержания над формой, хотя в великой русской литературе были великие мастера формы (например, Тургенев).
Бунин - это уже второй европейский переход, когда литература стала формалистичной (стало цениться изящество), стала немножко аморальной, немножко эротичной.
Остальное - это просто литература на русском языке, которая может подражать классической, может испытывать влияние.
Соцреализм - наследие западного социального романа. Денис Драгунский просветил аудиторию: основоположник соцреализма Горький призывал молодых писателей учиться у великих романистов прошлого: Стендаля, Бальзака, Золя. (Первоначально вопрос был в зал, но ответили «у Толстого». Пришлось Денису Драгунскому объяснить, почему не следовало пролетарским писателям у него учиться - Толстой же богоискатель.)
Себя писатель скромно назвал «современным российским литератором».
* * *
Михаил Елизаров обиделся за Бунина и бурно выразил протест. Он заявил, что современная русская литература еще войдет в мировой контекст, когда настанет исторический момент. Он вместе с Константином Мильчиным согласились, что негативный пиар «советской империи» способствовал влиянию русских авторов на общемировую литературу.
Мариам Петросян сказала, что в Армении тоже есть классики, которые давно умерли, и сегодняшние армянские писатели, известные узкому кругу. Ее мнение: если пишет по-русски, то все-таки русский писатель. С этим спорить никто не стал. В ответ на замечания Михаила Елизарова Денис Драгунский пояснил, что в широком смысле русская литература не кончится никогда.
Он же подвел итог: «Вся великая мировая литература, и русская в том числе, глубоко локальна. Она всегда написана про своих и для своих. Фолкнер писал о маленьком местечке на юге. Гомер писал о маленькой территории вокруг Трои. Достоевский писал о Петербурге. Все очень локально, непонятно: названия улиц, газет, блюд, цены, сословия. Однако читают, потому что написано хорошо.
И наоборот, когда писатель пытается написать что-то в «евро-» или «глобал-» жанре, получается полная ерунда».
И все присутствующие с этим согласились.
«Улица Московская», № 34, 20 сентября 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024